ОЭСР. Внешнеторговые и прочие аспекты.
Следует понимать, что поскольку по вопросам регулирования международной трудовой миграции у ОЭСР нет собственной нормативной базы, позитивный эффект для РФ в этой области не наступит непосредственно и немедленно.
Оборотной стороной данной ситуации является то, что факт членства России в ОЭСР сам по себе не даст никаких юридических оснований государствам, являющимся основными экспортерами рабочей силы в нашу страну (Украина, Молдавия, Таджикистан и другие члены СНГ, некоторые развивающиеся страны), требовать, ссылаясь на документы ОЭСР, либерализации доступа их граждан на российский рынок труда.
Документы ОЭСР по вопросам помощи развитию носят рекомендательный характер и не содержат никаких международно-правовых, тем более финансовых, обязательств государств-членов перед развивающимися странами. Как отмечалось выше, ОЭСР не является инстанцией, занимающейся распределением кредитов или иных финансовых средств. Вместе с тем усилия Комитета по содействию развитию и других органов ОЭСР способствуют повышению координации деятельности в этой области и эффективности помощи развитию, а также выдвижению важных инициатив в этой области, адресованных ООН и ее специализированным организациям.
Таким образом, членство в ОЭСР не будет сопряжено с возникновением каких-либо дополнительных обязательств РФ перед развивающимися странами. Более того, посредством кооперации с партнерами по ОЭСР можно даже снизить свои затраты на помощь развитию. Вместе с тем принадлежность к "клубу богатых", вероятно, усилит политическое давление на РФ со стороны "бедных" государств (в том числе из СНГ) с целью получения дополнительной помощи от нее как развитого государства, входящего в ОЭСР. Необходимо заранее выработать свою позицию и соответствующую аргументацию.
Кроме того, в дальнейшем РФ не сможет рассчитывать на сколько-нибудь весомое льготное экономическое содействие со стороны государств Запада и международных организаций. Правда, особых потерь в этой связи не предвидится. Даже в первые годы после упразднения СССР такое содействие было не слишком щедрым, а после финансового кризиса 1998 г. практически сошло на нет (с июня 1998 г. РФ не получала кредитов по линии МВФ, да и не стремилась к этому).
В то же время вступление РФ в ОЭСР придаст импульс дальнейшему развитию сотрудничества с участниками Организации в ряде других областей, представляющих интерес для нашей страны (статистика, информатика и телекоммуникации).
Для России вступление в ОЭСР - мероприятие относительно малозатратное, не требующее принятия каких-то непосильных или трудновыполнимых обязательств. В значительной мере это вопрос международного престижа страны и углубления ее вовлеченности в существующую глобальную архитектуру. Став членом ОЭСР, наша страна получит дополнительные возможности укреплять свои позиции в мире.
Если исходить из уставных документов ОЭСР, то и у нее нет серьезных формальных оснований отказать РФ в приеме (особенно если процесс присоединения к ВТО удастся завершить в предполагаемые сейчас сроки, то есть к концу 2005 г.). Вместе с тем можно ожидать сложных политических торгов с ведущими, а, возможно, и рядом неведущих членов Организации (в частности, из числа бывших социалистических стран). России может быть предложено взять на себя те или иные "джентльменские" обязательства. (Например, когда решался вопрос о приеме в ОЭСР Республики Корея, ей было указано на необходимость устранения диспропорций (во многом обусловленных низкими издержками на рабочую силу) в ценах на ее автомобили и бытовую технику и аналогичные изделия членов Организации.) Вполне вероятно, что в рамках ОЭСР придется продолжить обсуждение тех же претензий, которые возникли в связи со вступлением в ВТО. Однако сейчас у России нет причин проявлять нетерпение и готовность идти на любые уступки.