Современные тенденции в воспроизводственном процессе США.
На переломе тысячелетий трудно назвать страну, которая не находилась бы в состоянии перехода, адаптации к новым глобальным проблемам. США являются мировым лидером и в данном отношении. В самом обобщенном и долговременном плане это - усиление социальной ориентации развития. Происходит эволюция частных, государственных и общественных институтов, изменяется характер индивидуального и семейного поведения. Значительная и растущая доля продукции информационных и других современных технологий состоит в предоставлении духовных и социальных благ, средств общения людей. Для их полноценной массовой реализации недостаточно просто высокого уровня доходов. Нельзя обойтись без социальных сдвигов, изменений в приоритетах развития общества, без повышения качества населения, то есть приращения человеческого потенциала страны. Это, в свою очередь, требует существенных сдвигов в воспитании, образовании, культуре, гражданских и других жизненных установках.
Динамизм современности критически приблизил будущее к сегодняшнему дню и переплел злобу дня со стратегической перспективой, потребовал постоянного всестороннего приспособления к новым условиям жизни и деятельности. Осознание обрушившихся, наподобие цунами, глобальных социальных, экономических и политических новаций зримо растет с каждым наступающим годом. Однако при этом усиливается значение фактора естественной ограниченности интуиции и воображения людей, принимающих решения, поскольку в опыте прошлых лет часто отсутствует необходимая база для предвидения стремительных и неожиданных поворотов событий. На поступательный ход исторических процессов накладывает свой отпечаток неизбежная активизация консервативных сил и своекорыстных интересов, которую трудно преодолеть, не впадая либо в недооценку, либо в преувеличение ее значимости. Не удивительно поэтому, что некоторые американские формы осознания новых глобальных реальностей выступают не столько образцом научного подхода и государственной мудрости, сколько чередой проб и ошибок. И, к сожалению, это не является национальной спецификой.
К современному воспроизводству возможен только системный подход, который означает многомерное, объемное (то есть включающее, помимо структурных взаимосвязей, исследование источников, причин, стимулов и механизмов самодвижения общества) и динамическое представление о модели социально-экономического развития. В этой модели четко различается роль общих и национально-специфических черт той или иной страны. В каждом конкретном случае невозможно повторять эти системные параметры. Тем не менее каждый сюжет должен быть виртуально вписан в систему и занимать в ней свою нишу в качестве отдельного блока.
Многие моменты современного развития мы пока в состоянии только констатировать и обосновать необходимость их глубокого изучения, подобно тому как в свое время десятилетиями исследовались новые аспекты человекоцентристской парадигмы экономического развития 30-80-х годов.
В конце прошлого века страна находилась в середине третьей волны кардинальных сдвигов, которые произошли уже после того, как она вступила в постиндустриальную стадию социально-экономического развития. Для США рубежом наступления этой стадии стал кризис 1929 г. Именно он ознаменовал оформление фундаментальных характеристик постиндустриальной эпохи: первый в истории момент насыщения производством массовых малорасчлененных жизненных потребностей и переход к их широкомасштабной дифференциации, начало неуклонного сокращения доли всех отраслей материального производства в ВВП, пионерные социальные преобразования капиталистической системы, первые (статистически зарегистрированные в 50-х годах) шаги столь же последовательного превращения сфер образования и науки в общепризнанные ключевые сферы национальной экономики.