Современные тенденции в воспроизводственном процессе США. Обогащение роли политических факторов.
Опыт США все более отчетливо выявляет значимость взаимодействия и своеобразной согласованности политического и экономического факторов в ходе воспроизводственного процесса.
Наряду с политическим маятником - сменой у власти двух партий - наблюдается связанный с ним экономический маятник прагматической смены государственной экономической политики. Периоды смены администраций, может быть, не синхронно, но вполне ощутимо накладываются на фазы экономического цикла. Особенно это заметно по связкам "налоги - бюджет" и "учетная ставка - инфляция - рост". Сейчас можно наблюдать первые признаки назревания очередного тура будущих перемен. Из-за снижения налогов бюджетный дефицит подбирается к полутриллиону, что сочетается с активным ростом экономики. Критики правительства указывают на то, что низкие налоги, стимулирующие выход из спада, становятся излишними и вредными, поскольку форсируют бюджетный дефицит, который может за десятилетие достичь 2.5-5.5 трлн. долл.
Проблемы текущего момента вызвали повышенный интерес к общественным обсуждениям, посвященным памяти Р. Рейгана, которые вылились в сопоставительный анализ двух "полнометражных" президентств периода с 1981 по 2000 г. Суть рейганомики резкое снижение высших пределов налоговых ставок с физических лиц и корпораций; жесткая монетарная политика, энергичные меры защиты свободной игры рыночных сил; увеличение военных расходов; предоставление свободы росту бюджетного дефицита. Эти меры стимулировали инновации и риск, вернули бизнесу доверие, повысили конкурентоспособность. Их ценой стало повышение безработицы до 7%, огромный бюджетный дефицит. Предполагалось, что массированные налоговые сокращения окупятся благодаря увеличению налоговых поступлений при экономическом росте, но этого не произошло. С приходом к власти демократической администрации Клинтона страна вернулась к сбалансированному, а затем и профицитному бюджету.
Несмотря на различную экономическую политику администраций, макроэкономические результаты оказались очень схожими. При Рейгане снижение налогов и нарастающий бюджетный дефицит привели к приросту ВВП темпом 3.4%. При Клинтоне повышение налогов и профицит дали среднегодовой прирост 3.6%. При обоих президентах в 80-х и 90-х годах ставка процента снижалась, а курс акций на фондовой бирже рос. В итоге решительная политика президентов, которые действовали, не уклоняясь от главных проблем своего времени, вызвала к жизни различные комплексы мер, которые оказались наиболее подходящими для обеспечения роста. В одном случае это означало снижение налогов, в другом - их повышение, иногда было больше регулирования, иногда меньше. Отмечается, что, может быть, главное наследие Рейгана состоит не в его взглядах, а в прагматизме, не в конкретных политических рецептах, а в готовности к решительным действиям, в способности достигать межпартийного согласия.
Среди новых явлений на стыке экономики и политики особое значение имеет превращение результатов политической деятельности в прямой экономический фактор воспроизводственного процесса. США сейчас вступили в период, когда появились мощные нетрадиционные факторы воздействия государства на экономический рост, которые резко расширяют сложившиеся представления о государственных инструментах экономического воздействия. В их число в современных условиях вторгаются международная политика, политика обеспечения внутренней безопасности, идеологическая функция государства.