Общая характеристика восточноазиатской модели взаимодействия с иностранными банками.
Обобщая опыт взаимодействия государств Восточной Азии с иностранным банковским капиталом можно сделать несколько выводов, важных в том числе и для российских условий.
Во-первых, для стран региона характерна большая роль государства в реализации стратегии экономического развития, причем привлечение банковского капитала
из-за рубежа в желательных формах и объемах рассматривается как элемент такой стратегии. Они не ограничиваются вопросом о целесообразной процентной доле иностранного присутствия в своих банковских системах, но четко знают, чего именно и в какой сфере хотят от иностранных банков, и последовательно добиваются именно этого.
О полномасштабном открытии финансового сектора по образцу стран ЦВЕ или Латинской Америки в Восточной Азии речи не идет. Учитывая позицию России в этом вопросе, проявившуюся в ходе переговоров по вступлению в ВТО, в дальнейшем нашей стране может иметь смысл блокироваться с этими странами на будущих переговорах в рамках ВТО о либерализации сферы услуг, и в частности финансовой отрасли.
Во-вторых, налицо не только решимость большинства стран региона ставить определенные условия по допуску зарубежных банков на свои рынки, но и, что не менее интересно, готовность этих банков с такими условиями соглашаться. Как представляется, причина здесь состоит в том, что страны Восточной Азии в силу численности населения, достигнутых размеров экономики и темпов экономического роста являются очень емкими и (за исключением Японии) быстрорастущими рынками. Международные банки, претендующие на глобальную роль, не только не могут игнорировать этот регион, но и вынуждены отводить ему по мере повышения его экономического веса в мировой экономике все более важное место в своих стратегиях. Благодаря этому обстоятельству переговорная позиция стран региона и их способность настоять на своих условиях доступа зарубежных банков на внутренний рынок усиливаются. Важно отметить также, что в этих странах, и особенно в крупнейшей из них — Китае, зарубежные банки показывают готовность к весьма долгосрочному горизонту планирования своей деятельности.
В-третьих, опыт Восточной Азии показывает, какую роль в изменении места и значения иностранных финансовых структур в национальных банковских системах играют финансовые и банковские кризисы. Несмотря на всю специфику региона, кризис 1997 г. вызвал очень заметное увеличение доли иностранного капитала в банковских системах государств АСЕАН. Банковский кризис в Японии в 1990-х гг. привел к частичному открытию для иностранных банков рынка обслуживания японских корпоративных клиентов (розничный рынок, как говорилось выше, остается де-факто закрытым). Даже в Китае и Индии испытываемые отдельными банками трудности являются основанием для привлечения иностранного капитала в более серьезном объеме, чем обычно допускается; это позволяет иностранным банкам надеяться на изменение отношения к ним в случае полномасштабного кризиса.
В современных условиях мирового финансового кризиса отмеченная зависимость может проявиться довольно своеобразно. Раньше (в 1997 г. в странах АСЕАН, в 1990-е гг. в Японии, в 1995 г. в Мексике, в 1998 г. в Аргентине и т.д.) банковские кризисы возникали внутри стран, и международный банковский капитал приходил на помощь, т.е. использовался для решения вызванных кризисом внутренних проблем той или иной страны путем рекапитализации банков, обеспечения нормального функционирования кредитной системы и т.д. Напротив, сегодня кризис надвигается извне, со стороны самой международной банковской системы. Соответственно, подобно тому как раньше эндогенные кризисы, т.е. кризисы внутри страны, приводили к усилению роли международных банков в ее экономике, можно предположить, что развитие данного, экзогенного, кризиса приведет к уменьшению роли международных банков в экономиках ряда стран мира, в том числе Восточной Азии.