Иностранные банки в СНГ.

Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, несмотря на определяемые единым историческим наследием общие черты, не представляют собой однородной группы с точки зрения проводимой политики по отношению к формированию национальных банковских систем и роли в них международных банков. В зависимости от объективных (размер и структура экономики и геополитическое положение) и, скажем так, условно субъективных (политическая ориентация национальной элиты) факторов различные страны СНГ взяли для себя в этой области за образец опыт различных регионов мира.

Украина, Грузия, Армения и Киргизия ориентируются на открытость своих банковских систем для иностранных инвестиций и выражают готовность согласиться с преобладанием на своем рынке иностранных банков. Этот подход условно можно назвать восточноевропейским, поскольку он в основных чертах повторяет политику в отношении присутствия иностранных банков, проводимую в государствах Центральной и Восточной Европы. Применительно к Украине и Грузии этот подход к тому же имеет совершенно ту же цель, что и у стран ЦВЕ, — содействовать скорейшей интеграции в Евросоюз.

Белоруссия пытается следовать китайской модели, связанной с доминированием государственных банков и их постепенным преобразованием в более открытые структуры. В частности, речь идет о первоначальной продаже иностранцам неконтрольных пакетов с негарантированной перспективой последующего увеличения их доли.

В Казахстане, похоже, взят курс на повторение опыта стран Юго-Восточной Азии. О чем-то подобном можно говорить и применительно к Азербайджану. Речь идет о дозированном и проходящем под плотным контролем государства допуске международного банковского капитала в страну при сохранении на среднесрочную перспективу ведущей роли национальных банков (в отличие от Белоруссии — как государственных, так и частных).

Наконец, в среднеазиатских странах — Туркмении, Узбекистане и Таджикистане — государственная собственность на банки доминирует, реформирование банковских систем по сути дела еще не начиналось. Из иностранных банков серьезный интерес к этому региону проявляют (точнее, проявляли в докризисный период) пока только банки Казахстана, при поддержке своего правительств а стремящиеся путем внешней экспансии «нарастить мускулы», т.е. добиться минимально необходимого размера, требующегося для участия в международной конкуренции.

В целом ориентируясь на повторение опыта своих соседей из Центрально- и Восточно-Европейского региона, ряд стран СНГ пытаются привлечь в свои банковские системы прямые иностранные инвестиции, источником которых служат международные банковские группы. При этом они отдают себе отчет в том, что им придется мириться с доминированием иностранного капитала на национальном рынке банковских услуг. Крупнейшей страной из этого ряда является Украина.

Совокупные банковские активы Украины в 2007 г. равнялись 87 млрд долл. США, что примерно в 2 раза уступает активам Сбербанка России. Для Украины характерен сравнительно низкий уровень концентрации в банковской системе: рыночная доля государственных банков составляет всего 8,8%, на долю двух крупнейших банков приходится 19% банковских активов страны (для сравнения: в России — 30%, в Казахстане — 45%), а на долю 15 крупнейших банков — 62%. Из 173 банков Украины 35 контролируются из-за рубежа, причем доля иностранного капитала уверенно растет.

В период после «оранжевой революции» Украина стала быстро догонять восточноевропейские государства по уровню иностранной собственности на банковские активы, что, безусловно, отражает политический выбор, сделанный ее руководством. Можно предположить, что если развитие мирового кризиса, особенно сильно ударившего по Украине, не приведет эту страну к экономической катастрофе, то уже в 2009—2010 гг. доля контролируемых иностранным капиталом банковских структур здесь превысит 50%.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июня 2020 г.
17:35К цифровым паспортам россиян привяжут их биометрические данные: параметры лица и голоса
16:58ЕС призвал США пересмотреть решение о разрыве отношений с ВОЗ
16:15Lufthansa согласилась на условия ЕС по предоставлению финансовой помощи в 9 млрд евро
2 июня 2020 г.
19:58Ставка 11-го купона бондов РЖД серии БО-14 установлена в размере 4,1%
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 2 июня растет
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 2 июня выросла на 0,98% и составила 44691,332 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,8228 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,6832 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 68,8134 руб.
19:11ВТБ разместил два выпуска инвестоблигаций общим объемом 625 млн рублей
19:00Предпринимательская уверенность в мае упала в добыче и в обработке второй месяц подряд
18:58Индекс МосБиржи вырос на 1,7%, индекс РТС - на 2,4%
18:51"Газпром" обжаловал решение арбитража по спору с польской PGNiG
18:45Объем сделок с драгметаллами на "Московской бирже" в мае вырос на 26%
18:37Цены на нефть продолжают повышаться
поменять ФН Удобная доставка. Широкий ассортимент как товаров, так и услуг в сфере контрольно-кассового оборудования. Тесный контакт с клиентом – мы проконсультируем и поможем в любом вопросе, связанном с закупкой и использованием такого рода техники.