Азиатский выбор: дозированный допуск иностранных банков.
В случае Казахстана есть еще один фактор, заставляющий предположить, что доминирующими игроками в его банковской системе останутся национальные банки. Этот фактор — размер страны и очень низкая плотность населения в ней. Казахстан — девятое по площади территории государство в мире; как и другие большие страны (Канада, Австралия и т.д.), он сталкивается с задачей обеспечения равномерности развития и поддержания жизни в удаленных от основных центров небольших городах и поселках. Соответственно, по аналогии с Канадой, Австралией, Индией и т.д. можно рассчитывать на отношение к банковской отрасли как к отрасли прежде всего инфраструктурной, от которой ожидают, кроме соблюдения законодательных норм, также и действий, соответствующих правительственной политике территориального развития. Поскольку, как и в случае перечисленных крупных государств, переход национальных банков под иностранный контроль может привести к конфликту между ожиданиями правительства и коммерческой логикой ставших иностранными банков, перспектива такого перехода в Казахстане представляется не очень вероятной.
Позиция казахстанского регулятора по поводу возможности создания в стране филиалов иностранных банков остается негативной: в настоящее время в филиальной форме иностранные банки в Казахстане не представлены.
Относительно небольшой, несмотря на обширную территорию страны, объем внутреннего рынка побуждает местные банки к активной зарубежной экспансии, прежде всею в Россию и другие страны СНГ. Основным направлением экспансии в Россию является помимо Москвы пояс российских областей, расположенных вдоль северной границы Казахстана, где проживает значительная казахская диаспора (Астраханская, Оренбургская, Челябинская, Омская и др.) БТА-Банк заявил о намерении к 2015 г. закрепить за собой место крупнейшего частного банка в СНГ.
Национальная банковская система является в Казахстане одним из предметов национальной гордости; утверждается, что по уровню развития и качеству регулирования она превосходит все остальные страны СНГ. В Казахстане была принята специальная государственная программа, направленная на превращение Алма-Аты в региональный финансовый центр Центральной Азии. Программа предусматривала, кроме финансирования со стороны бюджета и совершенствования нормативных актов, налоговое и иное стимулирование участников финансового рынка (не только Казахстана, но и сопредельных стран) к перемещению в региональный финансовый центр. Финансовый кризис, поставивший казахстанскую банковскую систему на грань краха, перечеркнул эти планы или по крайней мере сильно отдалил срок их реализации.
В Белоруссии банковская система находится под плотным государственным контролем. Всего в стране на начало 2008 г. было 27 банков, совокупные активы которых составляли 20 млрд долл. США (это примерно равно активам десятого по размерам банка в России). Доминируют государственные банки (84% совокупного капитала банковской системы, доля рынка — более 70%), крупнейший из которых Беларусьбанк, наследник белорусской части Сберегательного банка СССР, играет системообразующую роль (42% активов банковской системы на начало 2008 г.).
Из 27 банков страны 11 находятся под контролем иностранного капитала, в том числе российского (6 банков), австрийского, польского, украинского, чешского и казахстанского (все контролируют по одному банку); в мае 2008 г. объявлено о покупке небольшого местного банка Банком Грузии. Совокупная доля этих банков в активах банковской системы страны составляет 18%, из которых почти 9% приходится на контролируемый австрийской финансовой группой Raiffeisen Приорбанк, занимающий третью строчку в стране по величине активов и собственных средств.