Порядок котирования ценных бумаг и значение биржевого бюллетеня.
Обсуждая функционирование европейских фондовых бирж, Макс Вебер в 1890-х гг. подчеркивал, «в какой степени важно правильное образование и установление цены («курса») на бирже. На всех биржах приняты меры для приведения в известность ежедневных цен на биржевые бумаги. Почти все биржи издают ежедневно официальный «курсовой листок», и данные этого листка перепечатываются во всех газетах». Не была в этом отношении исключением и
С.-Петербургская биржа.
Значение биржевого бюллетеня определяется тем, что согласно его отметкам производятся расчеты с публикой по ее приказам и по операциям онкольных счетов; по данным бюллетеня изменяется расценка процентных бумаг для выдачи ссуд и для приема в казенные залоги, а также для составления балансов коммерческих предприятий. Несомненно, что бюллетень является одним из основных биржевых документов, поэтому важно, чтобы показанные в нем цены возможно более соответствовали действительному состоянию рынка, отражая истинное положение сталкивающихся на бирже спроса и предложения.
Тем не менее, в постановке котировки частных ценных бумаг и ведении биржевого бюллетеня к началу XX в. в России имелись существенные недостатки. С 1845 г. составление курсового листка находилось в обязанности гоф-маклера, которому маклеры были обязаны доставлять необходимые сведения. В 1859 г. министр финансов предписал Биржевому Комитету предложить биржевому купечеству избрать из числа маклеров четырех, которые совместно с гоф-маклером «наблюдали бы за точным исполнением закона и вместе с тем подписывали бы курсовые ведомости». Эти курсовые листки представлялись в курсовые дни — вторник и пятницу — министру финансов. Исполняя распоряжение министра, ссылавшегося на поступившие к нему жалобы на непорядки, купцы подчеркивали, что «по сие время они оставались совершенно довольными курсовыми ведомостями, составляемыми гоф-маклером». Составленный по этому предписанию «Нотировальный вексельный комитет» работал, не имея инструкций или каких-либо правил. Комиссия, работавшая в 1862 г. над проектом маклерского устава, в своей работе затронула и этот вопрос. Но труды ее не были учтены.
В конце 1869 г. недостатки в нотировании вексельных курсов и котировании цен появившегося к тому времени уже значительного количества бумажных ценностей, заставили ряд фирм возбудить вопрос о пересмотре правил, которыми комитет в своей работе руководствуется. Образовался частный комитет из представителей купечества, выработавший проект правил о котировании вексельных курсов. Проект этот в Министерстве тоже хода не получил. Но в том же году, по предписанию министра финансов, был образован «Котировальный Комитет» для составления прейскурантов по фондам, процентным бумагам, акциям. Предписание 21 июля 1869 г., кроме определения состава Комитета, не содержало в себе никаких правил для его деятельности. Четыре биржевых маклера, избранные в собрании биржевого купечества, должны были, под председательством гоф-маклера, пять раз в неделю — по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пятницам — обозначать цены, существовавшие в биржевых собраниях. В 1872 г. число членов комитета было увеличено с четырех до шести человек и к ним назначено три кандидата.
Правда, эта котировка, устанавливалась весьма своеобразно: по торговому уставу (§§110 и 66) составление котировок лежало на обязанности гоф-маклера, которому (§ 1 10) биржевые маклера обязаны в каждый курсовой день давать точные и верные сведения, необходимые для составления прейскурантов. Далее В. Т. Судейкин этот процесс представляет так: «по совершении сделок маклера бросают ярлыки с указанием цен, по которым совершена сделка, в особый ящик, находящийся на бирже, а по окончании биржи члены котировочного комитета, избираемого бессрочно из маклеров, на основании такого рода сведений составляют биржевой бюллетень. Таким образом, составление биржевого бюллетеня всецело находится в заведывании маклеров — вот почему является весьма неудобным закон, предоставляющий им право покупки процентных бумаг за их собственный счет. Несмотря на это, не существует особого контроля со стороны незаинтересованных лиц над деятельностью маклеров по составлению котировок, имеющих столь важное общественное значение».