Банки и социальная ответственность - степень готовности № N. Стандарты и практика.

Банковский бизнес сегодня - это высоко конкурентная среда: идет борьба за клиентов и финансовые ресурсы. И хотя число кредитных организаций не увеличивается — в течение последних 10 лет остается в пределах 970-1100, - условия работы на рынке ужесточаются. Несмотря на разницу в размере активов и рыночной доли, которая в большинстве случаев определяет сегмент, в котором работает банк, а также появление большого количества нишевых игроков, привлекать и грамотно размещать денежные средства становится все труднее. Но и в этих жестких условиях банки стараются не забывать о социальной ответственности. Одни кредитные организации используют этот вид деятельности как инструмент для повышения репутации, для других это маркетинг, для третьих - просто выражение социальной позиции топ-менеджмента или акционеров. Единого мнения о том, что может принести банку активная социально ориентированная деятельность и должна ли она быть обязательным условием работы банка на рынке, среди банкиров нет.

Согласно специальному исследованию, проведенному нами в сентябре-ноябре 2012 г., среди банков первых трех сотен за последние пять лет свою приверженность принципам социальной ответственности проявили 287. Эти банки спонсируют или организуют социально направленные мероприятия, участвуют в различных социальных проектах, как глобальных, так и локальных, в работе общественных организаций, представляющих интересы тех или иных социальных групп, и т. д. Порядка 70 таких банков активно распространяют информацию об этой деятельности в прессе, остальные предпочитают не слишком ее разглашать. Причин тому много, а главная - кредитные организации, несмотря на схожие во многом представления о понятии социальной ответственности, по-разному воспринимают значимость этого фактора для своего бизнеса.

В 2010 г. силами экспертов более чем 90 стран мира был разработан международный стандарт ISO 26000 - достаточно объемный документ, призванный стандартизировать работу компании с точки зрения социальной ответственности. Документ имеет декларативный характер и является, скорее, сводом рекомендаций для компаний. В развитых странах, где понятие социальной ответственности давно стало неотъемлемой составной частью репутации компании, этот стандарт получил широкую известность и, по нашим данным, целый ряд крупных финансовых структур уже заявили о своем стремлении привести свою практику в соответствие с его положениями. В России же, где тема социальной ответственности хоть и не нова, но еще не до конца понятна бизнесменам (в том числе и руководству банков), об этом стандарте заговорили лишь после того, как была разработана его специальная российская версия, которая, впрочем, мало отличается от оригинала.

Главный вопрос, возникающий при решении о внедрении или даже рекомендации к применению этого стандарта, заключается в определении его востребованности — нужна ли кредитным организациям стандартизация их инициатив в области социальной ответственности и понимают ли они необходимость приведения соответствующих практик к какой-то универсальной системе? С одной стороны, общие правила оценки социальной ответственности банка внесли бы свой вклад в нерешенную сегодня проблему измерения его репутации. Ведь единой шкалы оценки репутации компаний в любой сфере деятельности, несмотря на наличие специальных рейтинговых агентств, до сих пор нет. С другой стороны, внедрить любой стандарт, основанный на самооценке компании, можно лишь при условии готовности всех участников рынка произвести такую самооценку, но в российской действительности в настоящее время готовности к этому нет.

А. Филимонов

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 июня 2018 г.
15:15Средний курс евро со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 73,518 руб.
15:08Экспертам придется отвечать за ложные заключения при госзакупках
15:00Учетные цены Банка России на драгметаллы с 21 июня
15:00"М.Видео" откажется от бренда Media Markt
14:51Ливия хочет максимум за 5 лет удвоить добычу нефти
14:51Средневзвешенная доходность ОФЗ 29012 на аукционе - 7,32%, размещено почти 72% выпуска
14:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 14:30 мск 20 июня растет
14:42С 22 июня в ЕС будут действовать пошлины в размере 25% на товары из США общим объемом 2,8 млрд евро
14:36АКРА подтвердило кредитный рейтинг "СДМ-банка" с прогнозом "стабильный"
14:31Рынки акций АТР в среду продемонстрировали активный рост
14:25Кудрин: повышение НДС даст около 0,4 п.п. в инфляцию 2019 г.
14:18S&P вывело рейтинги МТС "BB" с пересмотра, прогноз - "стабильный"
14:09Экономическая уверенность в мире в 1-м квартале выросла до рекордного уровня за 4 года
14:02Законопроект, уточняющий нормативы финустойчивости застройщиков, прошел второе чтение
13:55"Шереметьево" увеличило пассажиропоток в январе-мае на 12,4%
деревянные срубы Купить сруб, пожалуй, один из лучших вариантов – древесина является старейшим стройматериалом, который отлично зарекомендовал себя за много тысячелетий. Благодаря функциональным характеристикам древесины, срубы из бревна прослужат не только Вам и Вашим детям, но и внукам, а, возможно, и правнукам. Правильно спроектированные и построенные срубы домов стоят веками и, благодаря уникальным природным свойствам дерева, создают высокий уровень комфорта, дарят хозяевам свой неповторимый...