Корпоративная стратегическая пирамида. Конкурентно-ориентированный подход.

Конкурентно-ориентированный подход связан с именем другого известного исследователя стратегических проблем в бизнесе — М. Портера, который в книгах «Конкурентная стратегия» и «Конкурентное преимущество» на основе анализа деятельности ряда компаний первым предложил концепцию родовых (венерических) стратегий (generic strategies). По его мнению, конкурентное преимущество возникает в результате выбора родовой (генерической) стратегии, которая лучше всего соответствует конкурентному окружению компании.

Существуют три основных варианта этой стратегии:

  • стратегия дифференциации — создание у покупателя убежденности, что продукт компании превосходит подобный продукт конкурентов; данное обстоятельство позволяет ей назначать более высокие цены;
  • стратегия лидерства по издержкам — достигнув низких затрат на производство, компания может получить высокие прибыли при низких ценах;
  • стратегия фокусирования — применение стратегии дифференциации или стратегии лидерства по издержкам на узкопрофильных сегментах рынка (возможно только на одном сегменте).

Данная модель генерической стратегии стала очень важным аналитическим инструментом формирования стратегий и получила широкое распространение в экономической литературе. Теоретики и банковские практики взяли на вооружение эту модель, она лежит в основе многих научных и практических разработок. Например, английский Barclays Bank в своей стратегии четко указал на намерение активно расширять спектр высококачественных услуг и продуктов для клиентов с высокими доходами и на отказ от снижения тарифов для достижения конкурентного преимущества, нежелание быть «истребителем цен» (price fighter).

Кроме того, Х.-У. Дёриг, изучая стратегии стандартизации (лидерства по издержкам) и индивидуализации (дифференцирования), увидел в них типичную «войну на два фронта»: с одной стороны, низкие цены или меньшие затраты при стандартизированных услугах, с другой — интенсивные консультации и индивидуальные услуги по высоким ценам. По его мнению, возможен идеальный случай — комбинация (сочетание) управления затратами и индивидуализации.

Развивая предложенный подход, известные исследователи Томас Бэррел (Thomas Barrel) и Майкл Хиггинс (Michael Higgins) предложили модель стратегического выбора, которая содержит три направления, или возможных стратегических подхода:

  • выбор основной (стержневой) стратегии банка, используя которую он становится конкурентоспособным или обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество:
  • экономия на издержках, или лидерство в ценообразовании;
  • поставка наиболее качественных продуктов и услуг, или дифференциация;
  • концентрация на рыночной «нише», или сегментирование;
  • выбор направления развития банка, его альтернативной стратегии деятельности: от «ничего не делать» и «отступить» до «проникать на новые рынки» и «диверсифицировать деятельность»;
  • выбор метода, с помощью которого банк достигнет успеха: использование собственных ресурсов, приобретение филиалов и осуществление слияния и поглощения, создание стратегических альянсов.

В отечественной литературе можно встретить и упрощенный вариант подхода
Т. Вэррела и М. Хиггинса, согласно которому разработка стратегии развития банка предполагает создание комплекса целевых программ, реализующих одну из трех стержневых стратегий, обеспечивающих ему долгосрочное конкурентное преимущество.

Дальнейшее развитие стратегических исследований привело к появлению более широкого подхода, объединяющего оба рассмотренных ранее. Его можно назвать структурированным, или многоуровневым, подходом. В рамках такого подхода решается вопрос о разработке стратегий для всей корпорации (корпоративных стратегий) и стратегий для ее отдельных бизнес-единиц (бизнес-стратегий), а также об установлении необходимых взаимосвязей между ними. Необходимость именно такой постановки вопроса связано с появлением крупных диверсифицированных компаний и банков. Последние часто активно развиваются в форме банковских холдинговых компаний.

А. Канаев

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 ноября 2018 г.
14:14Mitsubishi запустила в Калуге производство обновленного Pajero Sport
14:05В этом году рост интернет-экспорта товаров из России может составить 36%
13:56Аналитики в среднем ожидают роста рынка акций Европы до конца этого года
13:47Депутаты приняли во 2-м чтении законопроект о продлении работы Фонда ЖКХ
13:39ЦБР считает актуальным в этом году прогноз по инфляции в 3,8-4,2%, будет ориентироваться на его середину
13:31Испания может проголосовать против соглашения по Brexit из-за Гибралтара
13:23Рынки акций Европы падают в ходе торгов
13:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 13:00 мск 20 ноября снижается
13:14S&P поместило рейтинги Nissan на пересмотр с "негативным" прогнозом
13:05Средний курс продажи наличного доллара США в банках Москвы достиг минимального значения за неделю и составляет 66,5511 руб.
13:05Во 2-м чтении приняты поправки в бюджет РФ на 2018 год
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 13:00 мск составил 64,94/66,55 руб.
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного евро в банках Москвы на 13:00 мск составил 74,52/76,06 руб.
13:02По состоянию на 13:00 мск 20 ноября средний оптовый курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы составил 65,38/66,27 руб.
12:53Юдаева: Россия несильно уязвима к нормализации денежно-кредитной политики в развитых странах