Нововведения в процесс: основа для обновления продукта.
Способность к новаторству является решающим качеством для всех видов деятельности, в том числе и в финансовой сфере. Постулат готовности и способности к инновациям, особенно в условиях высоких затрат, для финансовых учреждений формулируется все более четко: достойное существование невозможно без обновления.
Управление инновациями становится перспективной задачей процесса снижения затрат и роста доходов. Рост темпов нововведений — необходимая реакция на непрерывные изменения и обострившуюся конкуренцию. Тот, кто способен к обновлению, действует; тог, кто подражает, реагирует, и основной процесс обучения у него еще впереди. Тот, кто реагирует, не соблюдает «закон действия». Сохранить успех сегодня означает в первую очередь действовать, а не реагировать. Инновации выгодны тогда, когда они движут рынком, а не наоборот. После периода «рационального банковского бизнеса» вновь приобретают значение креативность с ориентацией на интересы клиента и рост дохода благодаря нововведениям.
Готовность к инновациям и культура риска в обществе интересным образом развиваются параллельно. Готовность и способность к нововведениям в значительной мере отражают прямое или косвенное влияние сопутствующих условий: открытый менталитет, приятие риска, денежное и социальное признание эффективности нововведений, а также экономическое давление могут стать решающими движущими силами процесса.
В случае с инновациями процесса основные вопросы — «как?» и в значительной степени еще и «почему?». Здесь рассматриваются в первую очередь процессы, методы создания и выполнения, а также новые модели поведения, обычно с использованием современных информационных технологий. Инновации продукта и процесса в финансовой сфере различить трудно. Так, инновации процесса могут привести к инновации собственно продукта, и наоборот, инновации продуктов часто обусловливают инновацию процессов.
Я считаю, что эффективность и надежность современного банка определяют в первую очередь инновации процессов, даже если это представляется менее интересным средствам массовой информации и сложно для понимания неспециалистов. Нововведения и креативность часто означают рост эффективности: креативность создает эффект мультипликатора, который нельзя недооценивать.
В случае продолжительного процесса усовершенствования вопрос состоит не только в том, как можно оптимизировать имеющиеся процессы, но также и в том, почему это вообще делается. Успех нововведений проявляется также и в готовности отказаться от того, что раньше работало эффективно. Прошлый опыт — часто трудное препятствие для формирования будущего.
Усовершенствование процессов в современном банке может, к примеру, при использовании компьютерных сетей и группового программного обеспечения привести к общей системе распределения информации. Это ставит под вопрос прежде всего право на существование среднего звена управления. Теперь то, что известно одному, может узнать каждый, и это заметно поколебало прошлые позиции. Контрольные функции среднего звена управления постепенно становятся лишними и (или) переходят к ИТ или УИС.
Основа современного универсального банка — такая конфигурация ИТ, которая предоставляет совместимую, стандартизированную и интегрированную информацию, выполняет функции охвата сфер деятельности и благодаря достаточной гибкости по меньшей мере не препятствует появлению и усовершенствованию процессов. Архитектура ИТ должна быть настолько гибкой, чтобы допускать изменения банковской стратегии и эффективно производить последующие изменения самих ИТ.
Склонность к модернизации продукта в финансовой отрасли чаще всего зависит от состояния логистики и сферы ИТ и, таким образом, от способности и стремления к постоянному усовершенствованию процесса. Усовершенствование процесса — основа для обновления продукта. Такой инструментарий, как современное управление балансом, риском, современная торговля валютой и ценными бумагами, дериваты, стандартизация, сегментирование, современный розничный банковский бизнес, «электронные деньги», карточки, банковские операции на основе коммуникационных систем связи с клиентом на дому, было бы невозможно представить без постоянного совершенствования процессов, в том числе и при помощи приложений ИТ.
Инновации процесса в комбинации с ИТ привели там, где критические значения еще не достигнуты, к созданию эффективно действующих совместных предприятий, занимающихся логистикой платежей и ценных бумаг, а также обработкой информации. Именно в Швейцарии и ФРГ по этим причинам созданы наиболее эффективные и надежные системы реализации. Новые электронные биржи, вновь благодаря современным ИТ, являются результатом инноваций процесса, достигшего новой вершины комплексности.