Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.

Известный канадский экономист Генри Минцберг (Henry Mintzberg) утверждает, что стратегия требует нескольких, а именно пяти, определений (так называемая концепция пяти «р»):

  • План (plan). Стратегия выступает как план высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам фирмы.
  • Прием (ploy — уловка). Стратегия представляет собой ловкий прием, особый и искусный маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента. Это краткосрочная и гибкая стратегия, подчиненная ограниченным целям. По форме она близка к стратегиям, используемым в спортивном противоборстве.
  • Поведенческая модель (pattern of behavoir). Здесь стратегия — это принцип поведения, или следование некоей модели поведения. Такие стратегии могут быть неосознанными или спонтанными, т. е. осуществляемыми без предварительно выработанного плана.
  • Позиция по отношению к другим (position in respect to others). Стратегия представляет собой уникальную и ценную позицию, созданную посредством разнообразных действий, по отношению к конкурентам, или ее позицию на рынке (например, по отношению к покупателям:).
  • Перспектива (perspective). В качестве перспективы стратегия отражает курс, нацеленный на изменения в самой компании ради ее успешного будущего.

Приведенная концепция внесла весомый вклад в теорию стратегического управления, она стала итогом длительных исследований теории и практики разработки и реализации стратегии. Выделенные Г. Минцбергом определения стратегии, рассмотренные в совокупности, позволяют достаточно близко подойти к раскрытию содержания этого понятия. Вместе с тем данную концепцию можно расширить путем введения ряда новых характеристик стратегии, которая трактуется как сложный (многоаспектный) управленческий и экономический феномен. Поддерживая традицию, продолжим указанный ряд определений. Постараемся выбрать те из них, в которых термины также начинаются на латинскую букву «р».

  • Процедура принятия решений (procedure of decision-making), или последовательность определенных решений. В данном случае имеем в виду, что стратегия не разовое, или одномоментное, решение или действие. Напротив, она рассматривается как некая последовательность решений и практических шагов по их реализации, объединенных неким общим замыслом и образующих некую линию поведения компании, ее курс. Так, по мнению американских исследователей Л. Фаэйя (L. Fahey) и Р. Рэндела (R. Randel) «стратегия — это всегда серия решений, действий и событий, связанных с масштабом действий, обликом и целями». В данном контексте целесообразно вспомнить одно из ранних и некогда популярных в литературе определение стратегии, данное Игорем X. Ансоффом (Igor Н. Ansoff): «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
  • Программа (program). «Стратегия, — пишут В. Д. Маркова и С. А. Кузнецов,—это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения». Эту точку зрения разделяют И. А. Никонова и Р. Н. Шамгунов, для которых стратегия — это «программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках».
  • Политик a. (policy). По мнению Джонатана Чаркхэма (Jonathan Charkham), стратегия представляет собой модель долгосрочных политик, предназначенных для осуществления банковских целей (the design of longer-term policies to pursue the bank's aims).

Более точно о стратегии было бы говорить как о проводимой политике (policy performance), или политическом руководстве (political direction) компанией (банком) со стороны ее собственников и высшего менеджмента, т. е. как о реализации их экономической власти (power realization, implementation) и интересов. Здесь понятие «стратегия» выступает в первом своем значении — как элемент экономической (хозяйственной) политики и деятельная реализация властных полномочий руководства компании. Под экономической политикой мы понимаем организационную и регулятивно-контрольную сферу деятельности руководства компании, связанную с использованием экономической власти как формы влияния. Власть в данном контексте выступает как важнейшее координирующее и связующее начало во всех управленческих и производственно-коммерческих процессах.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,45% и составила 42555,122 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5731 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,5024 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 72,3096 руб.
19:06Fitch поместило рейтинги "Связь-банка" на пересмотр с возможностью повышения
19:02Годовая чистая прибыль "Соллерс" по МСФО упала на 95,4%
18:58Индекс МосБиржи снизился на 0,4%, индекс РТС - на 0,5%
18:49Российские евробонды дорожают благодаря ценовому росту UST и отскоку нефти
18:42Сбербанк в этом году не ожидает значительного изменения доходности корпоративного и ипотечного портфелей
18:34Сбербанк продолжает обсуждать с ЦБР участие в Системе быстрых платежей
18:26Доля жалоб на кредитные организации в РФ увеличилась в 1-м квартале на 4,6%
18:17В прошлом году прирост запасов нефти и конденсата превысил добычу почти на 4%, газа - почти на 7%
18:08Сбербанк пока не планирует менять дивидендную политику
17:59Профицит госбюджета Грузии в 1-м квартале составил 13,4% от доходов
Шторы плиссе в Воронеже устанавливают на обычные пластиковые окна (на створки.. Но и размеры, вряд ли, точно совпадут с параметрами предполагаемого места установки. Если планируете купить шторы жалюзи плиссе, желательно понимать каким образом формируется цена. На стоимость влияют такие факторы как: модель изделия, размеры, категория ткани, наличие дополнительных опций.