Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.
Известный канадский экономист Генри Минцберг (Henry Mintzberg) утверждает, что стратегия требует нескольких, а именно пяти, определений (так называемая концепция пяти «р»):
- План (plan). Стратегия выступает как план высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам фирмы.
- Прием (ploy — уловка). Стратегия представляет собой ловкий прием, особый и искусный маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента. Это краткосрочная и гибкая стратегия, подчиненная ограниченным целям. По форме она близка к стратегиям, используемым в спортивном противоборстве.
- Поведенческая модель (pattern of behavoir). Здесь стратегия — это принцип поведения, или следование некоей модели поведения. Такие стратегии могут быть неосознанными или спонтанными, т. е. осуществляемыми без предварительно выработанного плана.
- Позиция по отношению к другим (position in respect to others). Стратегия представляет собой уникальную и ценную позицию, созданную посредством разнообразных действий, по отношению к конкурентам, или ее позицию на рынке (например, по отношению к покупателям:).
- Перспектива (perspective). В качестве перспективы стратегия отражает курс, нацеленный на изменения в самой компании ради ее успешного будущего.
Приведенная концепция внесла весомый вклад в теорию стратегического управления, она стала итогом длительных исследований теории и практики разработки и реализации стратегии. Выделенные Г. Минцбергом определения стратегии, рассмотренные в совокупности, позволяют достаточно близко подойти к раскрытию содержания этого понятия. Вместе с тем данную концепцию можно расширить путем введения ряда новых характеристик стратегии, которая трактуется как сложный (многоаспектный) управленческий и экономический феномен. Поддерживая традицию, продолжим указанный ряд определений. Постараемся выбрать те из них, в которых термины также начинаются на латинскую букву «р».
- Процедура принятия решений (procedure of decision-making), или последовательность определенных решений. В данном случае имеем в виду, что стратегия не разовое, или одномоментное, решение или действие. Напротив, она рассматривается как некая последовательность решений и практических шагов по их реализации, объединенных неким общим замыслом и образующих некую линию поведения компании, ее курс. Так, по мнению американских исследователей Л. Фаэйя (L. Fahey) и Р. Рэндела (R. Randel) «стратегия — это всегда серия решений, действий и событий, связанных с масштабом действий, обликом и целями». В данном контексте целесообразно вспомнить одно из ранних и некогда популярных в литературе определение стратегии, данное Игорем X. Ансоффом (Igor Н. Ansoff): «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
- Программа (program). «Стратегия, — пишут В. Д. Маркова и С. А. Кузнецов,—это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения». Эту точку зрения разделяют И. А. Никонова и Р. Н. Шамгунов, для которых стратегия — это «программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках».
- Политик a. (policy). По мнению Джонатана Чаркхэма (Jonathan Charkham), стратегия представляет собой модель долгосрочных политик, предназначенных для осуществления банковских целей (the design of longer-term policies to pursue the bank's aims).
Более точно о стратегии было бы говорить как о проводимой политике (policy performance), или политическом руководстве (political direction) компанией (банком) со стороны ее собственников и высшего менеджмента, т. е. как о реализации их экономической власти (power realization, implementation) и интересов. Здесь понятие «стратегия» выступает в первом своем значении — как элемент экономической (хозяйственной) политики и деятельная реализация властных полномочий руководства компании. Под экономической политикой мы понимаем организационную и регулятивно-контрольную сферу деятельности руководства компании, связанную с использованием экономической власти как формы влияния. Власть в данном контексте выступает как важнейшее координирующее и связующее начало во всех управленческих и производственно-коммерческих процессах.