Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.

Известный канадский экономист Генри Минцберг (Henry Mintzberg) утверждает, что стратегия требует нескольких, а именно пяти, определений (так называемая концепция пяти «р»):

  • План (plan). Стратегия выступает как план высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам фирмы.
  • Прием (ploy — уловка). Стратегия представляет собой ловкий прием, особый и искусный маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента. Это краткосрочная и гибкая стратегия, подчиненная ограниченным целям. По форме она близка к стратегиям, используемым в спортивном противоборстве.
  • Поведенческая модель (pattern of behavoir). Здесь стратегия — это принцип поведения, или следование некоей модели поведения. Такие стратегии могут быть неосознанными или спонтанными, т. е. осуществляемыми без предварительно выработанного плана.
  • Позиция по отношению к другим (position in respect to others). Стратегия представляет собой уникальную и ценную позицию, созданную посредством разнообразных действий, по отношению к конкурентам, или ее позицию на рынке (например, по отношению к покупателям:).
  • Перспектива (perspective). В качестве перспективы стратегия отражает курс, нацеленный на изменения в самой компании ради ее успешного будущего.

Приведенная концепция внесла весомый вклад в теорию стратегического управления, она стала итогом длительных исследований теории и практики разработки и реализации стратегии. Выделенные Г. Минцбергом определения стратегии, рассмотренные в совокупности, позволяют достаточно близко подойти к раскрытию содержания этого понятия. Вместе с тем данную концепцию можно расширить путем введения ряда новых характеристик стратегии, которая трактуется как сложный (многоаспектный) управленческий и экономический феномен. Поддерживая традицию, продолжим указанный ряд определений. Постараемся выбрать те из них, в которых термины также начинаются на латинскую букву «р».

  • Процедура принятия решений (procedure of decision-making), или последовательность определенных решений. В данном случае имеем в виду, что стратегия не разовое, или одномоментное, решение или действие. Напротив, она рассматривается как некая последовательность решений и практических шагов по их реализации, объединенных неким общим замыслом и образующих некую линию поведения компании, ее курс. Так, по мнению американских исследователей Л. Фаэйя (L. Fahey) и Р. Рэндела (R. Randel) «стратегия — это всегда серия решений, действий и событий, связанных с масштабом действий, обликом и целями». В данном контексте целесообразно вспомнить одно из ранних и некогда популярных в литературе определение стратегии, данное Игорем X. Ансоффом (Igor Н. Ansoff): «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
  • Программа (program). «Стратегия, — пишут В. Д. Маркова и С. А. Кузнецов,—это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения». Эту точку зрения разделяют И. А. Никонова и Р. Н. Шамгунов, для которых стратегия — это «программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках».
  • Политик a. (policy). По мнению Джонатана Чаркхэма (Jonathan Charkham), стратегия представляет собой модель долгосрочных политик, предназначенных для осуществления банковских целей (the design of longer-term policies to pursue the bank's aims).

Более точно о стратегии было бы говорить как о проводимой политике (policy performance), или политическом руководстве (political direction) компанией (банком) со стороны ее собственников и высшего менеджмента, т. е. как о реализации их экономической власти (power realization, implementation) и интересов. Здесь понятие «стратегия» выступает в первом своем значении — как элемент экономической (хозяйственной) политики и деятельная реализация властных полномочий руководства компании. Под экономической политикой мы понимаем организационную и регулятивно-контрольную сферу деятельности руководства компании, связанную с использованием экономической власти как формы влияния. Власть в данном контексте выступает как важнейшее координирующее и связующее начало во всех управленческих и производственно-коммерческих процессах.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%
Продать телефон бу в Москве достаточно просто Телефоны и смартфоны Gresso, Vertu и Mobiado инкрустированы драгоценными камнями и облачены в корпус из благородных металлов. Иногда стоимость устройств премиум-класса превышает 100 000 рублей. Эксклюзивные телефоны продать сложнее, так как частные перекупщики могут обмануть Вас с ценой.