Глобальная конкуренция за наиболее выгодные условия для привлечения капитала. О необходимости изменения ориентации европейских акционеров.
Предприятия, намеренно пренебрегающие интересами акционеров, особенно в сравнении с конкурентами, подвергаются сегодня сильному «дисциплинирующему» воздействию глобальных сил, направленных на повышение эффективности: увеличение стоимости предприятия и получение благоприятных условий финансирования капитала возможны только у эффективных предприятий. Благоприятные условия финансирования, в свою очередь, являются основой создания рабочих мест.
Если стратегическая переориентация, реорганизация, программа снижения затрат или продажа нерентабельных активов откладывается либо проводится нерационально, повышение эффективности может быть достигнуто за счет предложений о передаче в управление конкурирующей стороны.
Акционерная стоимость постоянно находится в противоречии со стоимостью компании для всех вовлеченных в ее дела лиц. Европейские компании в своей среде со своими традициями скорее ориентируются на концепцию второго типа. Я, однако, убежден, что в результате глобального давления конкуренции и борьбы за доступ к капиталу на выгодных условиях аспект акционерной стоимости станет или должен стать более важным и в Европе. Некоторые европейские предприятия в последние годы поняли значение новой и необходимой ориентации акционеров в глобальном пространстве. Многие будут вынуждены изменить свою ориентацию и стратегию. Совет на будущее: о своих акционерах нужно заботиться так же, как и о своих продуктах.
Не означает ли концепция ориентации на стоимость компании для всех вовлеченных в ее дела лиц, утрированно выражаясь, теоретически согласие нести ответственность за все и всех, а на практике не отвечать ни перед кем и ни за что в зависимости от ситуации? Концепция примата акционерной стоимости всегда отдает явное предпочтение распределению ответственности.
В этой связи различные предприятия дополнительно сокращают или ограничивают риск для собственного капитала в соответствии с упрощенным лозунгом: «Отвечай за все сам». Эти предприятия к тому же используют, как я их называю, генераторы стоимости капитала. К ним я отношу следующие 12 факторов:
- четкость структуры предприятия;
- упрощение структуры капитала;
- тенденция к введению единой акции;
- выкуп капитала;
- забота о стоимости акции;
- наглядность благодаря улучшению отчетности и учета;
- гибкая политика в области дивидендов;
- активная коммуникационная политика;
- акционерный маркетинг с собственными мероприятиями в сфере отношений с инвесторами;
- котирование своих акций за рубежом;
- размещение своих акций за рубежом;
- рейтинг.
Такие мероприятия содействуют сохранению или позитивному развитию суммарного дохода акционеров (рост курса плюс дивиденды). От вышеупомянутых генераторов стоимости капитала будет, однако, очень мало пользы, если прочие двенадцать «К», и в первую очередь менеджмент капзатрат, клиентов, класса, контекста, ноу-хау и комплексности, используются неправильно или без выгоды. Финансовый инжиниринг, к счастью, не заменит четко работающего механизма прибыли и ее повышения.