Снижение затрат: 36 этапов.
Контроль затрат, их снижение и рационализация структуры банковского бизнеса относятся к первоочередным задачам банковского менеджмента, которые приходится решать постоянно, особенно в периоды сокращения прибыльности. Простая формула доходности акционерного капитала является центральной исходной точкой:
доходность акционерного капитала = чистая прибыль/собственный капитал
чистая прибыль = доход - затраты, включая налоги.
Финансовое учреждение, находящееся в стесненных условиях, как правило, пытается уменьшить затраты. Это, безусловно, один из путей к повышению доходности собственного капитала и улучшению конкурентоспособности. Сокращение затрат в состоянии обеспечить быстрый рост доходности, который можно оценить количественно. Предприятие в результате «теряет в весе» (иногда даже до состояния «lean and mean» — "тощий и злой"), активы крутятся «до седьмого пота». Количественно выраженное снижение затрат становится «явным свидетельством стремления к повышению конкурентоспособности» внутри организации, а также с точки зрения аналитиков и третьих лиц.
Сокращение затрат в узком смысле в большинстве случаев характеризуется скорее как метод корректирования ошибок, ориентированный на прошлое и гораздо менее — на будущее. «Быстрое уменьшение» достигается относительно просто, однако стратегически является менее прогрессивным, чем «быстрое улучшение». Призыв «скорее уменьшаться» таит в себе опасность того, что предприятие не будет совершенствоваться или фундаментально обновляться. При такой стратегии не образуется «резервный доход» для подвергающихся риску продуктов, не завоевываются новые рынки.
По моему мнению, более сложен, хуже поддается количественным оценкам, но в большинстве случаев обеспечивает более устойчивый результат ориентированный на перспективу метод повышения дохода: путем развития, а не сокращения, т.е. увеличения числителя в формуле ROE. Конечно, развитие сложнее сокращения. Трудности увеличения числителя или дохода при этом часто остаются незамеченными. Однако управление затратами и рациональная структура имеют основное значение для успешного выживания. Сокращение затрат подразумевает в большинстве случаев рост применения ИТ и стандартизации, которые могут стать новыми основами успеха. Изучение конкретных примеров преуспевающих и не слишком преуспевающих институтов и проектов управления затратами позволило мне сделать 36 заключений, которые для многих банков одновременно являются и этапами развития, и камнями преткновения. Некоторые постоянно повторяющиеся ошибки происходят из-за причин, относящихся к разряду «жизнь как она есть».
1. Управление затратами, помимо поиска компенсации для сокращающихся доходов и управления их ростом, — вторая опора стратегии выживания. Сокращение затрат в большинстве случаев — программа малопопулярная, требующая организованности, дисциплины и твердости. Безболезненная корректировка и сокращение затрат относятся скорее к области принятия желаемого за действительное. Тот, кто не в состоянии контролировать затраты, не сможет повысить доходы в среднесрочном диапазоне. Конечно, программы сокращения затрат и реструктуризации должны учитывать новые вероятные затраты. Последние часто сложно выразить количественно.
2. Успешное управление затратами — решающая и неизменная часть культуры предпринимательства с ее жесткими и мягкими, официальными и неофициальными элементами. Тот, у кого нет соответствующей культуры предпринимательства, еще долго будет возиться с жесткими краткосрочными программами сокращения расходов.
Стойкого улучшения, как правило, невозможно достичь с помощью «проекта». Снижение затрат и экономия — в первую очередь функции соответствующей постоянной и последовательной задачи. Такая предпринимательская культура допускает конструктивную критику и является основой непрерывной «культуры обучения». Неспособность учиться на ошибках и издержки за счет некачественной работы — самый дорогой и неприятный вид расходов.