Северная Европа. Причины и направления реформирования социальной сферы.

Социал-демократическая модель социального государства всеобщего благоденствия, получившая распространение в странах Северной Европы, начала своеобразный дрейф в направлении так называемой неокорпоративной модели. Из-за ужесточения бюджетной дисциплины проводятся реформы социальных и пенсионных систем, здравоохранения, ограничивается рост заработной платы, то есть пересматриваются сложившиеся механизмы социальной поддержки и защиты и даже подвергаются пересмотру некоторые основополагающие принципы государства всеобщего благосостояния. Например, вводится пенсионное страхование через частные пенсионные фонды, происходит заметное усиление дифференциации доходов и зарплат и т.д.

Относительная устойчивость позиций социального государства на Севере Европы объясняется тем, что основные направления реформирования системы социального обеспечения и рынка труда должны получить одобрение социальных партнеров в ходе диалога, который является неотъемлемой частью социально-политической системы этих стран, и получить одобрение избирателей в результате очередных парламентских и муниципальных выборов.

Реформирование социальной сферы обычно начинается с пересмотра ее законодательной основы. В Швеции, например, новый подход к социальной политике был разработан в 1995 г. Специально созданная Комиссия подготовила идеологию реформы и разработала конкретные предложения по реформированию всей социальной сферы. Датский фолькетинг принял решение о пересмотре всей законодательной основы для оказания социального обеспечения в 1997 г. Реформа в Дании состоит из четырех частей: Акт об активной социальной политике, Акт об оказании социальных услуг, Акт о применении законодательства в отношении социальной помощи и социальных услуг, Акт о социальной пенсии. В Норвегии вопрос о реформе социальной сферы был поднят в Белой книге 1995 г., посвященной анализу благосостояния и перепекивам его развития в XXI в. Затем в 1998 г. было подготовлено два правительственных доклада «О финансировании национальной пенсионной системы» и «Гибкая система выхода на пенсию».

Философия реформы социальной сферы состоит в том, чтобы усилить связь между социальными правами и обязанностями граждан, стимулировать получателей пособий по безработице к более активному поиску работы. Реформа усиливает персональную ответственность граждан за свое социально-экономическое положение, а социальные пособия рассматриваются как временная мера, рассчитанная на определенный период и имеющая целью содействие тому, чтобы гражданин добился самообеспеченности.

В ходе реформирования, одной из главных целей которого является сокращение государственных расходов, применяются следующие методы:

  • Введение в государственном бюджете верхнего предела социальных расходов, замораживание социальных расходов в целом или по отдельным статьям.
  • Изменение правил индексации социальных пособий в зависимости от темпов инфляции, которые медленнее компенсируют уменьшение доходов из-за роста цен, например, путем увеличения сроков, когда осуществляется пересмотр индекса или исключение из индекса каких-то категорий цен, которые влияют на рост стоимости жизни.
  • Введение в действие различных мер, направленных на увеличение вклада граждан в покрытие социальных расходов, повышение индивидуальной ответственности за личное благосостояние путем расширения практики личного страхования различного вида.
  • Децентрализация отдельных социальных функций, передача ответственности за их реализацию с центрального уровня на региональные и местные власти, сопровождаемая переводом некоторых социально значимых функций (например, транспорт, содержание детских учреждений) в руки частных компаний.
  • Предпринимаются также попытки уменьшить нагрузку на государственный бюджет по социальным обязательствам путем перераспределения расходов между государством, предпринимательским сектором и самими трудящимися.
  • Происходит переход от принципа универсализма к селективному предоставлению социальных выплат и пособий, то есть социальная помощь со стороны государства начинает предоставляться с учетом личных доходов граждан. Вводятся обязательные в ряде случаев проверки экономического положения в качестве предварительного условия получения социальных выплат, ограничение размера и возможностей получения различных социальных выплат путем установления пороговых значений для претендентов. Это приводит к ужесточению условий предоставления социальной помощи, увязывает ее с различными факторами.
  • Усиливается связь между величиной предоставляемых государством пособий и заработной платой трудящихся, которая определяет размер накоплений в виде страховых взносов.
  • Осуществляется политика приватизации, призванной развивать конкурентные начала в сфере предоставления услуг социального назначения, но на практике это приводит, как уже было сказано, к снижению занятости и повышению цен и даже может стать причиной внедрения частных монополий в новые для них сферы, связанные с обслуживанием населения (например, автобусного сообщения в Швеции), следствием чего является удорожание услуг.

    Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

16 февраля 2019 г.
16:05Банк России: доля остатков ОФЗ на счетах иностранных депозитариев в НРД в январе выросла до 24,4%
15:32Минэкономразвития хочет упростить выдачу электронных виз иностранцам
14:58Российские предприниматели заявляют о важности преодоления разногласий с Западом
14:27Меркель: Европа не может быть заинтересована в том, чтобы прекратить все отношения с Россией
13:54Песков: Кремль за отмену Японией виз для граждан РФ
13:28Индия упростила визовый режим для иностранцев
13:03Трамп готов отложить повышение пошлин в торговле с Китаем
11:32Трамп надеется на активизацию торговли с Великобританией после Brexit
11:03Новая газовая директива ЕС укрепляет его позиции, считают эксперты
10:31Volkswagen: политические и экономические факторы могут негативно повлиять на показатели фирмы в 2019 году
10:06На Сочинском инвестфоруме-2019 заключено более 400 соглашений почти на 800 млрд руб.
09:13Основатель ИК Baring Vostok Майкл Kалви обвиняется в хищении 2,5 млрд рублей банка "Восточный"
09:02ЦБ РФ установил курс доллара США с 16 февраля в размере 66,7044 руб., евро - 75,2492 руб.
15 февраля 2019 г.
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 15 февраля выросла на 0,70% и составила 28628,921 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,1448 руб.