Эволюция банковской системы современной России.
В ноябре 2003 г. ЦБ РФ выдал лицензию коммерческому банку Индии с уставным капиталом в 600 млн руб., на 60% принадлежащим государственному банку Индии, а на 40% — крупному индийскому коммерческому банку. ЦБ РФ и крупнейший банк Индии «ICICI Bank Ltd.» также подписали протокол о создании дочернего банка с уставным капиталом в 15 млн долл.
Вновь создаваемые в России индийские дочерние банки будут обслуживать в первую очередь работающие в нашей стране индийские компании, а также взаимный импорт-экспорт, включая торговое финансирование.
На 1 января 2004 г. при общей сумме зарегистрированного уставного капитала действующих российских банков в 362 млрд руб. общая сумма зарегистрированных долей (акций) нерезидентов в уставных капиталах действующих в России банков достигла почти 18 млрд руб.
В 2004 г. Европейский банк реконструкции и развития объявил о покупке акций некоторых сибирских банков.
Одним из показателей, характеризующих присутствие иностранного капитала в банковской системе, является доля капитала, принадлежащего нерезидентам, в совокупном капитале банковской системы страны. Согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности» размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе России устанавливался федеральным законом по предложению Правительства, согласованному с ЦБ РФ. Указанная квота рассчитывалась как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах банков с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации. До 2002 г. такая квота была установлена в 12%. Квотирование, очевидно, устанавливалось из опасения, что банки с иностранным участием могут стать серьезными конкурентами для российских банков.
Как свидетельствует опыт ряда постсоциалистических стран, при 25%-ной и более доле участия зарубежного капитала иностранные банки положительно влияют на совершенствование их финансового сектора. Опыт Польши, Венгрии и других стран, где доля иностранного капитала в банках превышает 25%, стал одним из факторов успешной реструктуризации их банковских систем.
Квотирование доли участия иностранного капитала и сложный порядок получения разрешений не способствовали привлечению иностранных инвестиций для модернизации банковской системы России. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО квотирование участия иностранных инвесторов в банковском капитале было отменено.
Банки с иностранным участием в уставном капитале являются резидентами России и обязаны выполнять все действующие инструкции и соблюдать нормативы так же, как и другие российские банки.
Банки, зарегистрированные в России как «дочки» иностранных банков, имеют право создавать свои филиалы и представительства, однако на создание филиалов других иностранных банков установлены ограничения. Это объясняется тем, что дочерние иностранные банки подчиняются тем же нормам и законам, что и российские, а филиалы иностранных банков подпадают под юрисдикцию страны регистрации головного офиса банка и могут получить значительные конкурентные преимущества по сравнению с российскими банками. В частности, они не должны формировать обязательные резервы по нормам ЦБ РФ, предоставляют меньше отчетной информации о своей деятельности, им легче оптимизировать свое налогообложение.
Основными потребителями услуг иностранных банков, имея в виду банки, где участие иностранного капитала равно или превышает 50%, являются корпоративные клиенты. В начале 1990-х годов это были международные транснациональные компании, имеющие деловые связи в России, а также совместные предприятия.
В дальнейшем клиентами иностранных банков стали крупные российские компании, ориентированные преимущественно на экспортно-импортные операции. Однако общее количество этих клиентов не превышало 10%. После августовского кризиса 1998 г. иностранные банки существенно изменили свою стратегию в связи с тем, что многие прежние клиенты — иностранные фирмы — покинули российский рынок. В настоящее время банки в основном ориентируются на наращивание клиентской базы за счет привлечения не обязательно крупных, но надежных российских компаний. Политика банка в отношении выбора клиентов является крайне осторожной: даже при открытии расчетного счета тщательной проверке подлежат финансовое положение клиента, прозрачность его деятельности, отзывы партнеров по бизнесу.