Теория информационного преимущества X. Грубеля.

Теория международной экспансии, непосредственно относящаяся именно к банкам, была разработана в 1970—1980-х гг. в работах X. Грубеля. Его основная идея заключалась в том, что для того, чтобы успешно выйти за пределы своего домашнего рынка, банки должны обладать определенным конкурентным преимуществом. В качестве такового этот автор рассматривал информационное преимущество, определявшееся сложившимися отношениями банков со своими клиентами, выходящими на зарубежные рынки. Информационное преимущество позволяло лучше конкурентов оценивать риск таких клиентов и досконально изучить специфику их потребностей в банковском обслуживании. Таким образом, речь шла о стратегии следования за клиентом (follow your customer, FYC). Затем, полагал Грубель, банки осваивались на заграничном рынке и начинали работать с крупными местными компаниями и богатыми частными клиентами, предлагая доступ к специализированным услугам, но особенно к информации, относящейся к стране происхождения этих банков.

Впоследствии концепция следования банков за клиентами в их зарубежной экспансии подверглась в научной литературе дополнительному анализу. Отдельно был рассмотрен случай защитной экспансии, в рамках которого зарубежные инвестиции банков выступают не только как способ зарабатывания дополнительной прибыли путем реализации отмеченного преимущества, но и как мера, призванная предупредить установление клиентами отношений с банками-конкурентами, могущими начать обслуживать клиента за рубежом, а затем попытаться продолжить это сотрудничество на домашнем рынке. В случае защитной экспансии банк может даже проигрывать по эффективности местным конкурентам в зарубежной стране, но тем не менее выходить на ее рынок.

Другой модификацией концепции следования за клиентом стал подход, согласно которому банк помимо реагирования на перемещение клиентов за границу (pull-эффект) может предвосхищать будущие их потребности, двигаясь в зарубежные страны первым и тем самым помогая клиентам принять такое непростое решение (push-эффект). Выбор банком организационной формы своего зарубежного присутствия (например, не представительство, а полномасштабный дочерний банк) подает важный сигнал клиентам на родине с точки зрения оценки ими странового риска и планирования предстоящих зарубежных операций.

Еще два отмеченных в литературе интересных аспекта концепции следования банков за клиентами касаются пространственного размещения банков в зарубежной стране. Первый аспект заключается в том, что банки и клиенты за границей склонны держаться ближе друг к другу, т.е. создавать свои офисы в одном и том же городе. Это означает, что привлечение в город, выбранный на роль финансового центра, некоторого количества иностранных банков и (или) компаний, пусть даже ценой предоставления им специальных льгот, может, если эти банки и компании сформируют минимально необходимую критическую массу, запустить самоусиливающийся кумулятивный механизм, притягивающий новых участников.

Второй аспект, основывающийся на работах лидера Лундской школы «временной» географии Т. Хэгерстранда (Швеция), заключается в приложении к экспансии банков в зарубежные страны концепции иерархически волновой диффузии. Суть ее в том, что сначала иностранные инвесторы приходят в крупные экономические центры страны, а уже затем осваивают прилежащие территории, двигаясь в небольшие города (при этом делается важная оговорка: данная модель неприложима к инвестициям в добычу полезных ископаемых и в смежные с ней отрасли). Соответственно банки, следуя за клиентами, повторяют это движение. В современном мире данная теория лучше всего описывает механизм перемещения банковского капитала в Китай; для того чтобы объяснить ход экспансии в страны, например, Центральной и Восточной Европы или Латинской Америки, она нуждается в модификации.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
21 апреля 2019 г.
18:02Китай начинает новый этап развития рынка электромобилей
17:11Объем рынка доверительного управления по итогам 2018 года превысил 8 трлн руб.
16:19Активы пяти крупнейших российских банков в марте увеличились на 0,5%
15:35В марте банковские вклады в валюте не изменились, рублевые выросли на 0,2%
14:49В Москве и Санкт-Петербурге растет доля свободных помещений стрит-ритейла
14:02Кредиты нефинансовому сектору в марте увеличились на 0,4%
13:20Спрос на летние речные круизы по России в этом году вырос на 10-15%
12:39Просроченная задолженность физлиц по банковским кредитам в марте снизилась на 1,4%