Теория информационного преимущества X. Грубеля.

Теория международной экспансии, непосредственно относящаяся именно к банкам, была разработана в 1970—1980-х гг. в работах X. Грубеля. Его основная идея заключалась в том, что для того, чтобы успешно выйти за пределы своего домашнего рынка, банки должны обладать определенным конкурентным преимуществом. В качестве такового этот автор рассматривал информационное преимущество, определявшееся сложившимися отношениями банков со своими клиентами, выходящими на зарубежные рынки. Информационное преимущество позволяло лучше конкурентов оценивать риск таких клиентов и досконально изучить специфику их потребностей в банковском обслуживании. Таким образом, речь шла о стратегии следования за клиентом (follow your customer, FYC). Затем, полагал Грубель, банки осваивались на заграничном рынке и начинали работать с крупными местными компаниями и богатыми частными клиентами, предлагая доступ к специализированным услугам, но особенно к информации, относящейся к стране происхождения этих банков.

Впоследствии концепция следования банков за клиентами в их зарубежной экспансии подверглась в научной литературе дополнительному анализу. Отдельно был рассмотрен случай защитной экспансии, в рамках которого зарубежные инвестиции банков выступают не только как способ зарабатывания дополнительной прибыли путем реализации отмеченного преимущества, но и как мера, призванная предупредить установление клиентами отношений с банками-конкурентами, могущими начать обслуживать клиента за рубежом, а затем попытаться продолжить это сотрудничество на домашнем рынке. В случае защитной экспансии банк может даже проигрывать по эффективности местным конкурентам в зарубежной стране, но тем не менее выходить на ее рынок.

Другой модификацией концепции следования за клиентом стал подход, согласно которому банк помимо реагирования на перемещение клиентов за границу (pull-эффект) может предвосхищать будущие их потребности, двигаясь в зарубежные страны первым и тем самым помогая клиентам принять такое непростое решение (push-эффект). Выбор банком организационной формы своего зарубежного присутствия (например, не представительство, а полномасштабный дочерний банк) подает важный сигнал клиентам на родине с точки зрения оценки ими странового риска и планирования предстоящих зарубежных операций.

Еще два отмеченных в литературе интересных аспекта концепции следования банков за клиентами касаются пространственного размещения банков в зарубежной стране. Первый аспект заключается в том, что банки и клиенты за границей склонны держаться ближе друг к другу, т.е. создавать свои офисы в одном и том же городе. Это означает, что привлечение в город, выбранный на роль финансового центра, некоторого количества иностранных банков и (или) компаний, пусть даже ценой предоставления им специальных льгот, может, если эти банки и компании сформируют минимально необходимую критическую массу, запустить самоусиливающийся кумулятивный механизм, притягивающий новых участников.

Второй аспект, основывающийся на работах лидера Лундской школы «временной» географии Т. Хэгерстранда (Швеция), заключается в приложении к экспансии банков в зарубежные страны концепции иерархически волновой диффузии. Суть ее в том, что сначала иностранные инвесторы приходят в крупные экономические центры страны, а уже затем осваивают прилежащие территории, двигаясь в небольшие города (при этом делается важная оговорка: данная модель неприложима к инвестициям в добычу полезных ископаемых и в смежные с ней отрасли). Соответственно банки, следуя за клиентами, повторяют это движение. В современном мире данная теория лучше всего описывает механизм перемещения банковского капитала в Китай; для того чтобы объяснить ход экспансии в страны, например, Центральной и Восточной Европы или Латинской Америки, она нуждается в модификации.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

24 сентября 2018 г.
18:11Нефть уверенно дорожает
18:05Белорусские клиенты "Натали Турс" потеряли около 700 тыс. евро, утверждают в Минске
18:04ДОМ.РФ выкупил по оферте 59% бондов БО-09 на 5,9 млрд рублей
17:56ЦСР тарифные функции стоит передать новой структуре - совету развития газового рынка
17:47Проект моста на Сахалин в плане модернизации инфраструктуры, но источники финансирования не определены - Дитрих
17:38Драги ожидает усиления базовой инфляции в еврозоне на фоне ускорения темпов роста зарплат
17:30Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 66,0504 руб.
17:20ЦСР предлагает создать единого экспортера газа для всех производителей в РФ
17:12RAEX подтвердило рейтинг "Транснефти" - "ruAAA"
17:06"Эксперт РА" подтвердил рейтинг "Транснефти" на уровне "ruAAA"
16:57В августе эмитентами Китая было выпущено облигаций на 4,4 трлн юаней
16:48Субсидии на создание центров послепродажного обслуживания машиностроительной продукции составят 1,5 млрд руб.
16:40ВТБ разместил 48,1% выпуска однодневных бондов серии КС-3-42 на 36 млрд рублей
16:39В этом году ущерб АПК РФ от непогоды превысил 6 млрд руб. - глава Минсельхоза
16:30Пенсии военным и полицейским и членам их семей переведут на карты "Мир" к 1 июля 2020 г.