Современные объяснения международной экспансии банков.

Исследование американского автора А. Шогла показывает, что вероятность экспансии банка за рубеж тесно коррелирует с его размером. Шогл считает это подтверждением тезиса о внешней экспансии, вызываемой следованием банка за клиентом: у более крупных банков обычно более крупные клиенты, вовлеченные в международную деятельность.

Эту зависимость, однако, можно объяснить и другими причинами — от наличия в распоряжении крупного банка большего объема, финансовых и кадровых ресурсов для внешней экспансии до более диверсифицированной бизнес-модели такого банка по сравнению с бизнес-моделью меньшего по размеру банка, который вынужден обосноваться в узкой нише.

Налоговые соображения обычно не играют существенной роли в определении направления внешней экспансии банков, за исключением движения в офшорные центры. Как отмечает Н. Дженсен, в реальности большинство фирм (и, от себя добавим, банков) сначала принимают решение о выборе страны для инвестирования, а затем дают поручение своему налоговому департаменту минимизировать налоги. Таким образом, уровень налоговых ставок не является определяющим. Вместе с тем на размещение высокооплачиваемых специалистов международного банка в его офисах в различных странах мира могут влиять налоговые соображения, в частности крутизна шкалы подоходного налога.

Некоторое влияние на совершение сделок по приобретению зарубежных банковских активов может оказывать движение курсов валют. Так, для европейцев приобретение американских активов стало привлекательным в период слабого доллара в 1984—1988 гг., для японцев — до 1994 г., пока иена оставалась очень сильной. За это время (1984—1994 гг.) доля «иностранцев» (филиалы плюс дочерние банки) в совокупных банковских активах США выросла с 14,9 до 23,6%. Однако разумным видится предположение о том, что курс влияет скорее на время совершения покупки, чем на само решение о ней.

Помимо названных причин международной экспансии банков, которые в принципе соответствуют интересам их акционеров (другое дело, что результат экспансии может отличаться от задуманного и в итоге приносить акционерам убыток), есть ряд других причин, которые могут изначально не соответствовать этим интересам, но тем не менее играют большую роль в реальном деловом мире. Банковская отрасль с присущими ей ограничениями на свободный переход контроля, которые связаны с государственным регулированием, характеризуется сравнительно более слабым контролем акционеров над менеджментом. Отсюда большая вероятность того, что некоторые сделки по слияниям и поглощениям будут диктоваться не соображениями эффективности, а стремлением менеджеров к «строительству империй». Обычно вознаграждение высших менеджеров растет по мере роста компаний вообще и банков в частности; следовательно, при ослаблении контроля над ними менеджеры могут пытаться увеличивать размер банка путем зарубежной экспансии безотносительно к интересам акционеров. Понятно, что в качестве оправдания таких сделок будет служить идея о достижении оптимального для участия в глобальной конкуренции размера.

Одним из важнейших стимулов для менеджмента банка к увеличению его размера является стремление избежать угрозы поглощения. Отметим, что акционерам такая угроза обычно на руку, поскольку всегда способствует повышению курса акций поглощаемой организации. Напротив, для высшего менеджмента поглощение несет с собой угрозу потери работы; увеличение же размера банка делает поглощение более затратным и тем самым уменьшает его вероятность.

Еще одной потенциально невыгодной для акционеров, но тем не менее реально существующей причиной внешней экспансии является так называемый эффект подражания (herding), когда банки имитируют действия друг друга. Слагер приводит данные, показывающие, что эффект подражания среди банков действительно может существовать: при всех их различиях в стратегии внешней экспансии банков США, Германии, Великобритании и Японии обнаружилось много общего. Это можно объяснить механизмом работы фондового рынка, которому свойственно появление «модных» инвестиционных идей, положительно, хотя и краткосрочно, влияющих на курс акций. Так, во время бума интернет-компаний в США такой идеей было инвестирование средств в операции через глобальную сеть: одно только заявление компании об этой новации было способно заметно поднять курс ее акций. Несмотря на непродолжительный положительный эффект, понятно, что реализация подобной стратегии только исходя из соображений «инвестиционной моды» без надлежащего учета сил и слабостей конкретного банка и среднесрочной перспективе наносит ущерб интересам акционеров.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

18 января 2018 г.
00:07Пишут, что у какого-то крупного банка начались проблемы с ликвидностью
17 января 2018 г.
20:00Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 17 января растет
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 17 января выросла на 0,27% и составила 25379,029 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 8,8031 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 56,7246 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 69,3015 руб.
19:00Индекс МосБиржи прибавил 0,9%, индекс РТС - 0,3%
18:52Минсельхоз подготовил 4 законопроекта по совершенствованию оборота сельхозземель
18:40В 1-м чтении принят законопроект об именных сберегательных и депозитных сертификатах
18:29Индонезия вошла в число крупных покупателей зерна из РФ
18:26РЖД выкупили по оферте 0,4% выпуска бондов 17-й серии на 68,4 млн руб.
18:18Курс биткойна опустился ниже $10000
18:12ВЭБ завершил размещение бондов ПБО-001Р-К003 и ПБО-001Р-К004 на 30 млрд рублей
18:09Goldman Sachs впервые за 6 лет получил убыток за квартал
17:58"ФосАгро" размещает евробонды на $500 млн под 3,95% при спросе свыше $2,4 млрд - источник