Современные объяснения международной экспансии банков.

Исследование американского автора А. Шогла показывает, что вероятность экспансии банка за рубеж тесно коррелирует с его размером. Шогл считает это подтверждением тезиса о внешней экспансии, вызываемой следованием банка за клиентом: у более крупных банков обычно более крупные клиенты, вовлеченные в международную деятельность.

Эту зависимость, однако, можно объяснить и другими причинами — от наличия в распоряжении крупного банка большего объема, финансовых и кадровых ресурсов для внешней экспансии до более диверсифицированной бизнес-модели такого банка по сравнению с бизнес-моделью меньшего по размеру банка, который вынужден обосноваться в узкой нише.

Налоговые соображения обычно не играют существенной роли в определении направления внешней экспансии банков, за исключением движения в офшорные центры. Как отмечает Н. Дженсен, в реальности большинство фирм (и, от себя добавим, банков) сначала принимают решение о выборе страны для инвестирования, а затем дают поручение своему налоговому департаменту минимизировать налоги. Таким образом, уровень налоговых ставок не является определяющим. Вместе с тем на размещение высокооплачиваемых специалистов международного банка в его офисах в различных странах мира могут влиять налоговые соображения, в частности крутизна шкалы подоходного налога.

Некоторое влияние на совершение сделок по приобретению зарубежных банковских активов может оказывать движение курсов валют. Так, для европейцев приобретение американских активов стало привлекательным в период слабого доллара в 1984—1988 гг., для японцев — до 1994 г., пока иена оставалась очень сильной. За это время (1984—1994 гг.) доля «иностранцев» (филиалы плюс дочерние банки) в совокупных банковских активах США выросла с 14,9 до 23,6%. Однако разумным видится предположение о том, что курс влияет скорее на время совершения покупки, чем на само решение о ней.

Помимо названных причин международной экспансии банков, которые в принципе соответствуют интересам их акционеров (другое дело, что результат экспансии может отличаться от задуманного и в итоге приносить акционерам убыток), есть ряд других причин, которые могут изначально не соответствовать этим интересам, но тем не менее играют большую роль в реальном деловом мире. Банковская отрасль с присущими ей ограничениями на свободный переход контроля, которые связаны с государственным регулированием, характеризуется сравнительно более слабым контролем акционеров над менеджментом. Отсюда большая вероятность того, что некоторые сделки по слияниям и поглощениям будут диктоваться не соображениями эффективности, а стремлением менеджеров к «строительству империй». Обычно вознаграждение высших менеджеров растет по мере роста компаний вообще и банков в частности; следовательно, при ослаблении контроля над ними менеджеры могут пытаться увеличивать размер банка путем зарубежной экспансии безотносительно к интересам акционеров. Понятно, что в качестве оправдания таких сделок будет служить идея о достижении оптимального для участия в глобальной конкуренции размера.

Одним из важнейших стимулов для менеджмента банка к увеличению его размера является стремление избежать угрозы поглощения. Отметим, что акционерам такая угроза обычно на руку, поскольку всегда способствует повышению курса акций поглощаемой организации. Напротив, для высшего менеджмента поглощение несет с собой угрозу потери работы; увеличение же размера банка делает поглощение более затратным и тем самым уменьшает его вероятность.

Еще одной потенциально невыгодной для акционеров, но тем не менее реально существующей причиной внешней экспансии является так называемый эффект подражания (herding), когда банки имитируют действия друг друга. Слагер приводит данные, показывающие, что эффект подражания среди банков действительно может существовать: при всех их различиях в стратегии внешней экспансии банков США, Германии, Великобритании и Японии обнаружилось много общего. Это можно объяснить механизмом работы фондового рынка, которому свойственно появление «модных» инвестиционных идей, положительно, хотя и краткосрочно, влияющих на курс акций. Так, во время бума интернет-компаний в США такой идеей было инвестирование средств в операции через глобальную сеть: одно только заявление компании об этой новации было способно заметно поднять курс ее акций. Несмотря на непродолжительный положительный эффект, понятно, что реализация подобной стратегии только исходя из соображений «инвестиционной моды» без надлежащего учета сил и слабостей конкретного банка и среднесрочной перспективе наносит ущерб интересам акционеров.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 июня 2018 г.
15:15Средний курс евро со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 73,518 руб.
15:08Экспертам придется отвечать за ложные заключения при госзакупках
15:00Учетные цены Банка России на драгметаллы с 21 июня
15:00"М.Видео" откажется от бренда Media Markt
14:51Ливия хочет максимум за 5 лет удвоить добычу нефти
14:51Средневзвешенная доходность ОФЗ 29012 на аукционе - 7,32%, размещено почти 72% выпуска
14:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 14:30 мск 20 июня растет
14:42С 22 июня в ЕС будут действовать пошлины в размере 25% на товары из США общим объемом 2,8 млрд евро
14:36АКРА подтвердило кредитный рейтинг "СДМ-банка" с прогнозом "стабильный"
14:31Рынки акций АТР в среду продемонстрировали активный рост
14:25Кудрин: повышение НДС даст около 0,4 п.п. в инфляцию 2019 г.
14:18S&P вывело рейтинги МТС "BB" с пересмотра, прогноз - "стабильный"
14:09Экономическая уверенность в мире в 1-м квартале выросла до рекордного уровня за 4 года
14:02Законопроект, уточняющий нормативы финустойчивости застройщиков, прошел второе чтение
13:55"Шереметьево" увеличило пассажиропоток в январе-мае на 12,4%