Иностранные банки и финансирование малого и среднего бизнеса.
Исследование Е. Детрагьяче и его коллег, которое охватывало 60 стран с низким подушевым доходом, не дало однозначного ответа на вопрос о влиянии экспансии иностранных банков на доступность кредита для малого бизнеса. Как было показано, возможны конфигурации условий, при которых вход иностранных банков ведет к росту общего объема кредитования, эффективности банковской системы страны и общего благосостояния. Но возможен и эффект «снятия пенок» иностранными банками, при котором общие издержки банковской системы растут и совокупное благосостояние снижается. Авторы работы заключают, что во всех конфигурациях выигрывают от прихода иностранных банков более транспарентные фирмы, остальные либо проигрывают, либо остаются индифферентны.
В этом же исследовании отмечается, что при покупке одного банка другим, особенно иностранным, отношения приобретаемого банка с клиентами обычно страдают. Это может быть связано с тем, что центр принятия решений смещается вовне, и контакт клиентов с людьми, принимающими решения, становится менее плотным. Еще одно объяснение — поглощение банка обычно ломает его сложившиеся организационные структуры, и менеджеров начинает больше волновать сохранение своего собственного положения: им становится просто не до клиентов.
Л. Гвизо и его коллеги на основ е анализа итальянских данных доказывают, что степень развитости, а особенно само по себе наличие местных финансовых институтов важны для образования и роста местного бизнеса, поскольку местные предприниматели испытывают трудности с получением финансирования от географически удаленных финансовых институтов. Следовательно, часто следующая за покупкой банка зарубежным собственником рационализация его филиальной сети путем закрытия отделений в депрессивных районах может нести с собой отрицательные последствия для национальной экономики.
Применительно к России иностранные банки, ряд которых декларировал работу с малым бизнесом в качестве одного из приоритетов, пока не могут похвастаться особыми достижениями в этой области. Единственным исключением оказался «КМБ-Интеза», один из лидеров в этом сегменте рынка: у него, по данным годовой отчетности за 2007 г., на долю кредитов малому и среднему бизнесу приходилось 77% валюты баланса и почти 100% кредитного портфеля. Этот банк, однако, не является типичным иностранным банком: он был создан международной организацией — Европейским банком реконструкции и развития и группой международных фондов специально для кредитования малого бизнеса и изначально ориентировался не столько на экономические, сколько на социальные показатели своей деятельности.
В целом вопрос о влиянии иностранных банков на доступность кредита для малого бизнеса остается до конца не разрешенным. Возможно, дело в различиях между присутствием иностранных банков на национальном рынке, когда они обеспечивают конкурентное давление на национальных игроков, и их доминированием, когда национальные игроки практически вытеснены с рынка. В первом случае с большей вероятностью можно ожидать положительного эффекта для малого бизнеса.