Международные банковские группы. «Хорошие» и «плохие» филиалы.

Вопрос о том, всякие ли иностранные инвестиции являются благом для экономики принимающего государства, был подробно исследован начиная с 50—60-х гг. XX в. целым рядом ученых из различных стран мира. При этом если представители развивающихся стран в основном уделяли внимание проблематике, связанной с природными ресурсами и контролем над ними, справедливому распределению природной ренты и т.д., то аналитики из промышленно развитых государств чаще высказывали опасения иного рода. Эти опасения, оформившиеся в концепцию «филиального капитализма», связаны с миграцией за рубеж центров принятия важных для экономики страны решений. В частности, шотландские авторы
Дж. Таггарт и Н. Худ отмечали, что в таком случае решения будут приниматься людьми, которые сами географически изолированы от последствий их реализации. Кроме того, исследователи этого феномена высказывали опасения по поводу таких негативных последствий, как:

  • уменьшение объема и интенсивности экономических связей филиала с местными поставщиками продуктов и услуг вследствие преобладания внутрикорпоративных сделок, т.е. поставок из страны происхождения ТНК либо из других ее филиалов;
  • миграция функций за рубеж и как следствие упрощение выполняемых филиалом операций, потеря им ценных сотрудников — носителей знаний и навыков, которые перестают использоваться в производственном процессе в данной стране;
  • сокращение или полная остановка исследований и разработок, проводимых в филиале, их сосредоточение в зарубежном центре, что снижает научно-исследовательский потенциал страны.

Данные последствия особенно ощутимы в случае, если филиал либо дочерняя компания не создаются с нуля, а возникают в результате покупки иностранным собственником отечественной компании, ранее встроенной в национальный кластер. Как отмечает А. А. Яковлев, существует серьезный риск того, что поглощаемые ТНК местные фирмы будут превращены в подсобные цеха или сборочные участки в рамках распределенных в пространстве крупных производственных комплексов с централизацией функции проектирования, дизайна, маркетинга в головном офисе соответствующего концерна. (Именно так развивались события, например, в венгерской электронной промышленности в середине 1990-х гг.) При этом на первоначальном этапе приток иностранных инвестиций может вести к бурному росту производства. Однако в долгосрочном плане национальные предприятия, интегрированные в ТНК, оказываются в подчиненном положении и уже не могут сами определять перспективы своего развития.

Стремление к снижению издержек ведет к усилению и углублению специализации, когда результатом деятельности национального предприятия, превращенного в производственное звено ТНК, все чаще оказывается набор частичных, промежуточных продуктов или даже выполнение отдельных операций с таким промежуточным продуктом. Возникает угроза потери страной сложных производственных знаний и навыков, ведущей к сокращению потенциала ее дальнейшего развития.

Дж. Маркузен рассматривает иностранные филиалы ТНК как импортеров, а штаб-квартиры, соответственно, как экспортеров внутрикорпоративных услуг, таких как менеджмент, маркетинг, инжиниринг, финансирование и т.д. Заметим, что эти услуги связаны с использованием высококачественного человеческого капитала, концентрирующегося в штаб-квартире ТНК. Помимо названных филиалы импортируют также и такие специфические услуги, как возможность использования патентов и торговых марок. Платой за них выступают репатриируемая прибыль, роялти, различные комиссии и очень часто — собственно выпускаемая продукция, реализуемая по внутрикорпоративным ценам.

Если присмотреться к схеме Маркузена чуть внимательнее, то можно заметить, что «торговля» между штаб-квартирой и филиалом не является в общем смысле равноправной. Фактически штаб-квартира обладает монополией на поставку своим филиалам вышеназванных корпоративных услуг и сама определяет цены на них. Это очевидным образом задевает интересы страны, где филиал находится:
во-первых, из-за отсечения потенциальных национальных поставщиков сопоставимых услуг, а во-вторых, из-за использования трансфертных цен, уменьшающих налоговую базу.

Названные соображения полностью применимы к описанной выше эволюции международных банковских групп в условиях глобализации. Тенденция к превращению «полноценных» филиалов и дочерних структур, а также приобретаемых местных банков исключительно в сети продаж с миграцией многих важных функций в штаб-квартиры прослеживается достаточно четко.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,45% и составила 42555,122 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5731 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,5024 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 72,3096 руб.
19:06Fitch поместило рейтинги "Связь-банка" на пересмотр с возможностью повышения
19:02Годовая чистая прибыль "Соллерс" по МСФО упала на 95,4%
18:58Индекс МосБиржи снизился на 0,4%, индекс РТС - на 0,5%
18:49Российские евробонды дорожают благодаря ценовому росту UST и отскоку нефти
18:42Сбербанк в этом году не ожидает значительного изменения доходности корпоративного и ипотечного портфелей
18:34Сбербанк продолжает обсуждать с ЦБР участие в Системе быстрых платежей
18:26Доля жалоб на кредитные организации в РФ увеличилась в 1-м квартале на 4,6%
18:17В прошлом году прирост запасов нефти и конденсата превысил добычу почти на 4%, газа - почти на 7%
18:08Сбербанк пока не планирует менять дивидендную политику
17:59Профицит госбюджета Грузии в 1-м квартале составил 13,4% от доходов
Главная -> XC60, XC70, XC90 -> Запчасти Volvo ХС90 Volvo XC90 кроссовер, впервые показан на автосалоне в Детройте в 2002 году. Спроектирован на общей платформе с Volvo S80. Volvo XC90 был запущен в производство в 2002 году в двух модификациях 2,5T и T6.