Польша. Европейский выбор с оговорками.

Как и для подавляющего большинства других стран ЦВЕ, для Польши «возвращение в Европу», понимаемое как скорейшее вступление в Евросоюз и НАГО, на протяжении 1990-х гг, было предметом общенационального консенсуса. Сделанный выбор требовал среди прочих мер либерализации и приватизации банковского сектора экономики и его открытия для зарубежных банков, прежде всего из стран — будущих партнеров по ЕС. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале и середине 1990-х гг., когда иностранные банки, желавшие войти на польский банковский рынок, обычно побуждали покупать испытывавший трудности польский банк и осуществлять его санацию. Исключение делалось в особых случаях: во-первых, если в Польше не было других банков, контролировавшихся структурами из страны происхождения банка-претендента (таким образом получил лицензию на создание дочернего банка с нуля шведский Svenska Handelsbanken); во-вторых, если с приходом нового банка на рынок страны выводился новый банковский продукт (лицензию получили банки, аффилированные с автоконцернами, начавшие активно развивать автокредитование). После вступления Польши в ОЭСР в 1998 г. были сняты основные ограничения на создание зарубежными банками в Польше дочерних банков.

По состоянию на конец 2006 г. на долю банков, контролировавшихся иностранным капиталом (всего их 40), приходилось 67% совокупных активов и кредитов польской банковской системы, 64,7% депозитов и 73,6% совокупной капитализации. Четыре государственных банка аккумулировали 20% активов и кредитов, 22,7% депозитов и 16,6% капитализации. Доля семи частных банков, остававшихся в руках польского национального капитала, была невелика: она составляла 4,4% активов, 3,1% кредитов, 2,2% депозитов и 3,4% капитализации. Наконец, от 6 до 8% по названным показателям приходилось на 584 кредитных кооператива. В 2007—2008 гг. приведенные соотношения практически не изменились.

Осуществление либерализации и интернационализации банковского сектора принесло свои плоды. Большинство крупных банков страны обладают международными инвестиционными рейтингами, свидетельствующими об их высокой надежности. По показателю прибыльности польская банковская система занимает одно из ведущих мест в Евросоюзе (ROE за 2006 г. — 22,4%, ROA — 1,8%).

Польское государство последовательно проводит особую политику в отношении присутствующих здесь иностранных банков.

Важнейшим элементом такой политики является ее принципиальная «антифилиальность». Как уже упоминалось, в случае, если страновой риск не превышает определенного уровня (применительно к Польше об этом можно говорить начиная с 1996 г., когда она получила инвестиционные рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств), глобальные банки в принципе стремятся к филиальной форме своего присутствия за рубежом, поскольку эта форма обеспечивает более плотный контроль и связана с меньшими управленческими издержками.

Выполняя взятое на себя обязательство, Польша в 2004 г. была вынуждена разрешить создание на своей территории филиалов иностранных банков (на конец 2007 г. их насчитывалось 14). Тем не менее их доля на рынке остается незначительной: по итогам 2006 г. иностранные филиалы составили 3,1 % активов, 2,6% кредитов и 1,8% депозитов польской банковской системы.

Отрицательно относясь к филиалам, польский регулятор старается следить за тем, чтобы «дочки» иностранных банков оставались полноценными банковскими структурами, а не превращались в квазифилиалы, основные управленческие, контрольные и другие «штабные» функции которых фактически выведены за рубеж. Противодействуя тенденции к фактическому превращению в филиалы формально обособленных юридических лиц, польский регулятор обращает особое внимание на информационные потоки между дочерними банками и головной конторой, следя за соблюдением ограничений, вытекающих из юридического статуса польских «дочек» как отдельных юридических лиц, а не составных частей иностранных банков. Особую настороженность и противодействие польского регулятора вызывают примеры миграции за рубеж центров принятия решений купленных иностранцами польских банков.

И. Розинский

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай
Сертификат таможенного союза Она была разработана и принята к официальному использованию в текущем 2011 году 2 марта. Срок, на который может быть получен данный сертификат, находится в пределах пяти лет, в то время как другой вид сертификации, известный во всем мире как ГОСТ, осуществляется на срок от года до трех лет. Получившая сертификат продукция, маркируется, что означает полное ее соответствие техническим требованиям и регламентам, установленным Таможенным Союзом.