Австралия и Новая Зеландия: корпоративное управление как механизм защиты национальных экономических интересов.
В Австралии, по данным национального регулятора, действуют 14 банков, находящихся под контролем национального капитала, 9 банков, контролируемых иностранцами, и 34 филиала иностранных банков. Хотя крупнейшие национальные банки доминируют в австралийской банковской системе, влияние иностранного капитала постепенно увеличивается. Наряду с традиционно присутствующими в этой стране банками Европы (особенно из бывшей метрополии — Великобритании) и США активно развивается бизнес банков Японии и в последнее время Китая, что отражает взрывной рост экономических связей Австралии с этой страной.
Банковская система Новой Зеландии в гораздо большей степени характеризуется ведущей ролью дочерних структур и филиалов иностранных банков. Из 17 банков и филиалов всего 2 очень небольших банка принадлежат новозеландским собственникам, а остальные 15 представляют собой «дочки» (их 5) и филиалы (10) иностранных, главным образом британских и австралийских, банков.
Центральную роль в защите национальных экономических интересов Австралии и Новой Зеландии при взаимодействии с иностранными банковскими структурами играют механизмы корпоративного управления. В результате некоторые «дочки» могут претерпеть изменения в своей стратегии и даже лишиться каких-то направлений бизнеса. Такие решения, принимаемые в интересах акционеров материнской компании, могут отрицательно повлиять на бизнес «дочек» и даже подорвать их способность создавать добавленную стоимость. В результате могут пострадать интересы других участников (стейкхолдеров) дочернего банка, таких как вкладчики и государство, представленное регулятором.
Законодательства Австралии и Новой Зеландии, а также национальные регуляторы этих стран признают возможность возникновения подобных ситуаций. Для разрешения такого рода противоречий в этих странах создан механизм, который препятствует принесению в жертву интересов местной «дочки» иностранной банковской группы ради интересов всей группы. Основой этого механизма является институт независимых директоров банков.
Согласно законодательству каждый член совета директоров (директор) банка должен лично подписывать банковские отчеты и нести уголовную ответственность за их достоверность. Кроме уголовной ответственности, на директоров банка возложена неограниченная субсидиарная ответственность перед кредиторами в случае, если будет доказано, что последние полагались на данные подписанного директорами банковского отчета, оказавшегося недостоверным.
Согласно новозеландскому закону о компаниях члены совета директоров компании должны действовать в ее интересах. При этом в законодательстве четко оговаривается ситуация, когда директор дочерней компании выступает на стороне интересов не «дочки», а материнской компании: это допускается, но только при условии, что это четко оговорено уставом «дочки».
Иностранным филиалам в Австралии, как и в Канаде, запрещено привлечение розничных депозитов.
Опыт Австралии и Новой Зеландии по использованию механизмов корпоративного управления для защиты национальных экономических интересов приобрел международное признание. В изданном ОЭСР документе о принципах корпоративного управления отмечается, что независимые директора могут играть весьма значительную роль в защите интересов всех участников компании, особенно в ситуации, когда интересы менеджмента, самой компании и акционеров расходятся. В документе также подчеркивается, что роль независимых директоров становится наиболее важной в тех случаях, когда собственность высоко-концентрирована, т.е. именно в случае дочерних компаний и банков.