Корпоративная стратегия управления коммерческим банком (стратегия товарно-рыночных инвестиций).

Стратегические решения, связанные с профилем, или характером, бизнеса банка и выбором модели его развития как специализированного или универсального финансового института, т. е. выбором базовых продуктов/услуг и рынков, на которых банк собирается оперировать, принимаются на уровне высшего руководства банка и являются в силу этого по преимуществу инвестиционными. Это означает, что выбор того или иного продукта или рынка важен не сам по себе, но обязательно предполагает распределение или перераспределение наличных финансовых ресурсов, а также принятие решений о внешних заимствованиях или увеличении собственного капитала. Поэтому часто корпоративную стратегию называют портфельной стратегией. Такой подход означает, что высшее руководство периодически обязано принимать принципиальное решение по доходности и структуре своего портфеля: какие бизнесы развивать, поддерживать на достигнутом уровне, а какие сокращать или вообще ликвидировать. Кроме того, руководство современного банка должно учитывать возможность выхода на мировые рынки и развития международных операций. Здесь речь идет о выборе глобальной стратегии. Но и она связана в первую очередь с инвестициями. Хорошей иллюстрацией сказанного является концепция СУФБ Х.-У. Дёрига, рассмотренная нами ранее.

Важнейшие решения, связанные с разработкой корпоративной стратегии, включают в себя принятие тройственного инвестиционного решения: «профиль-масштаб-структура»:

Определение стратегического направления, или профиля бизнеса (его базовые продукты/услуги и рынки). Прежде всего руководству банка следует определиться с выбором модели развития банка как специализированного или универсального финансового института. От этого выбора будет зависеть весь каскад инвестиционных, организационных и технологических дальнейших решений. На этом этапе происходит формирование «генетического кода» банка, который впоследствии будет определять масштаб и структуру банковского бизнеса — объем необходимых инвестиций и организационную структуру банка. Поэтому выделенные нами три уровня стратегических решений, принимаемых в рамках выработки корпоративной стратегии, следует рассматривать как взаимосвязанные элементы единой системы.

Существует несколько аспектов, которые банк должен учитывать при принятии решения о выборе продуктов и рынков:

  • категории продуктов и рынков. Банку необходимо правильно позиционировать свой бизнес — принять решение о том, какие виды продуктов и услуг он собирается предлагать и каким категориям клиентов. При выборе рынков он должен рассмотреть их географическое расположение, а также возникающие при этом риски инвестирования;
  • продуктовые и рыночные портфели. Решения, связанные с выбором продуктов и рынков, должны включать в себя вопрос о портфеле продуктов. Степень концентрации или, наоборот, уровень охвата рынков также имеет важное значение. Широкий портфель (присутствие во многих секторах рынка данных продуктов/услуг) дает возможность противостоять спаду в данном секторе, а также использовать преимущества других сфер деятельности банка. И, наоборот, узкий портфель позволяет руководству банка концентрировать внимание и развивать профессиональное знание в узкой сфере деятельности.

В качестве примера можно привести стратегию голландской кооперативной финансовой группы Rabobank, которая специализируется на работе с производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями пищевой промышленности и стремится занять лидирующие международные позиции в этой сфере. Группа оказывает розничные банковские и страховые услуги в сельской местности в Голландии и за ее пределами, она активно приобретает и вступает в стратегические альянсы с национальными специализированными банками (ирландский АСС Bank и американский Farm Credit Services) в рамка, х принятой сельской банковской концепции.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
19 апреля 2019 г.
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
17:05Доход Набиуллиной в 2018 году составил 34,7 млн рублей
17:00Выходные и праздничные дни ведущих стран мира на неделе с 22 по 29 апреля
16:54Размер дивидендов "Газпром нефти" за 2018 год может в два раза превысить уровень 2017 года
16:48Мосбиржа зарегистрировала облигации МОЭК объемом 5 млрд рублей
16:47В марте Банк России закупил 0,6 млн унций золота
16:45Мосбиржа зарегистрировала облигации Газпромбанка объемом 15 млрд рублей
16:39Выплаты по демпферу в 2019 году составят 300 млрд руб.