Теория корпоративного управления.

Стратегическое управление в крупных компаниях (банках) является центральным элементом более крупного структурного образования, получившего название корпоративного управления. Для корпорации характерно разделение экономической власти, известное в экономической литературе как отделение собственности от контроля. Этим и вызвано появление такого важного феномена, как корпоративное управление.

Понятие «корпоративное управление» (corporate governance) получило распространение в экономической литературе сравнительно недавно, в начале 1990-х годов. Этим, по-видимому, и объясняется то, что до сих пор ученые и практики не определились с содержанием данного понятия, несмотря на важность и актуальность вопросов организации эффективного корпоративного управления. Так, одно из первых и наиболее распространенных определений корпоративного управления принадлежит председателю Комитета по финансовым проблемам корпоративного управления (Committee on the Financial Aspects of Corporate Governance), созданного в мае 1991 г. Советом по финансовой отчетности (Financial Reporting Council) при Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange), Адриану Кэдбери (Adrian Cadbury), который в 1992 г. писал: «Корпоративное управление представляет собой систему, посредством которой осуществляются руководство компанией и контроль за ее деятельностью».

Такая обобщенная характеристика была чрезвычайно популярна в 1990-е годы, о чем свидетельствует определение, данное корпоративному управлению авторами одного из наиболее известных обзоров по проблемам корпоративного управления Андреем Шляйфе-ром (Andrei Shleifer) и Робетом Битной (Robert W. Vishny): «Корпоративное управление имеет дело со способами, с помощью которых поставщики финансовых ресурсов для компаний гарантируют себе получение дохода на инвестиции».

Позднее появились расширенные версии корпоративного управления, из которых наибольшую известность получило определение: «Корпоративное управление включает в себя комплекс отношений между менеджментом компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление создает структуру для определения целей компании и средств их достижения, а также для контроля за функционированием компании. Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы совет директоров и менеджмент компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль».

В России проблемы корпоративного управления стали активно изучать в середине 1990-х годов под влиянием процессов приватизации и акционирования государственных предприятий. Активизации исследований в этой области способствовали публикации работ известных западных специалистов.

По мере накопления опыта формирования и развития отечественных корпораций российские ученые сумели провести собственный анализ процессов корпоративного управления и сформулировать оригинальное видение указанного управленческого феномена, согласно которому рассматриваемый термин «используется для того, чтобы характеризовать совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля».
В целом мы разделяем такую позицию, поскольку в ней содержится характеристика корпоративного контроля как определенного механизма управления и подчеркивается роль корпоративного контроля, который является важнейшей функцией стратегического управления.

В основе анализа корпоративных решений лежит так называемая агентская теория с моделью взаимоотношений «принципал-агент», по которой один индивид (собственник компании — принципал) поручает за определенное вознаграждение другому индивиду (менеджеру компании — агенту) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. Возникновение взаимоотношений данного тина связано с разделением экономической власти в компании, приведшим к возникновению современной модели управления крупными компаниями, в которых важнейшие функции руководства (directing) и контроля отделились от функций организации и управления бизнесом. Первые две функции стали исключительно прерогативой собственников компании и выбранного ими совета директоров, последние две были доверены наемным управляющим во главе с генеральным директором.

А. Канаев

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%