Теория корпоративного управления.
Стратегическое управление в крупных компаниях (банках) является центральным элементом более крупного структурного образования, получившего название корпоративного управления. Для корпорации характерно разделение экономической власти, известное в экономической литературе как отделение собственности от контроля. Этим и вызвано появление такого важного феномена, как корпоративное управление.
Понятие «корпоративное управление» (corporate governance) получило распространение в экономической литературе сравнительно недавно, в начале 1990-х годов. Этим, по-видимому, и объясняется то, что до сих пор ученые и практики не определились с содержанием данного понятия, несмотря на важность и актуальность вопросов организации эффективного корпоративного управления. Так, одно из первых и наиболее распространенных определений корпоративного управления принадлежит председателю Комитета по финансовым проблемам корпоративного управления (Committee on the Financial Aspects of Corporate Governance), созданного в мае 1991 г. Советом по финансовой отчетности (Financial Reporting Council) при Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange), Адриану Кэдбери (Adrian Cadbury), который в 1992 г. писал: «Корпоративное управление представляет собой систему, посредством которой осуществляются руководство компанией и контроль за ее деятельностью».
Такая обобщенная характеристика была чрезвычайно популярна в 1990-е годы, о чем свидетельствует определение, данное корпоративному управлению авторами одного из наиболее известных обзоров по проблемам корпоративного управления Андреем Шляйфе-ром (Andrei Shleifer) и Робетом Битной (Robert W. Vishny): «Корпоративное управление имеет дело со способами, с помощью которых поставщики финансовых ресурсов для компаний гарантируют себе получение дохода на инвестиции».
Позднее появились расширенные версии корпоративного управления, из которых наибольшую известность получило определение: «Корпоративное управление включает в себя комплекс отношений между менеджментом компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление создает структуру для определения целей компании и средств их достижения, а также для контроля за функционированием компании. Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы совет директоров и менеджмент компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль».
В России проблемы корпоративного управления стали активно изучать в середине 1990-х годов под влиянием процессов приватизации и акционирования государственных предприятий. Активизации исследований в этой области способствовали публикации работ известных западных специалистов.
По мере накопления опыта формирования и развития отечественных корпораций российские ученые сумели провести собственный анализ процессов корпоративного управления и сформулировать оригинальное видение указанного управленческого феномена, согласно которому рассматриваемый термин «используется для того, чтобы характеризовать совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля».
В целом мы разделяем такую позицию, поскольку в ней содержится характеристика корпоративного контроля как определенного механизма управления и подчеркивается роль корпоративного контроля, который является важнейшей функцией стратегического управления.
В основе анализа корпоративных решений лежит так называемая агентская теория с моделью взаимоотношений «принципал-агент», по которой один индивид (собственник компании — принципал) поручает за определенное вознаграждение другому индивиду (менеджеру компании — агенту) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. Возникновение взаимоотношений данного тина связано с разделением экономической власти в компании, приведшим к возникновению современной модели управления крупными компаниями, в которых важнейшие функции руководства (directing) и контроля отделились от функций организации и управления бизнесом. Первые две функции стали исключительно прерогативой собственников компании и выбранного ими совета директоров, последние две были доверены наемным управляющим во главе с генеральным директором.