Традиционная теория финансового посредничества: трансакционный и информационный подходы.

Другой важный аспект деятельности финансовых посредников, на который
Дж. Бенстон и К. Смит обратили особое внимание, состоит в том, что финансовые продукты производятся и реализуются посредниками при условии рентабельности их деятельности, т. е. при условии, что цена финансовых продуктов покрывает все производственные и трансакционные издержки самих посредников, в том числе затраты на привлечение ресурсов кредиторов. Эта рентабельность достигается благодаря сравнительному преимуществу посредников в осуществлении многочисленных операций, связанных с поиском и сбором необходимой информации для оценки кредитоспособности заемщиков и стоимости их обеспечения, подготовкой финансовой документации, осуществлением кредитного мониторинга и т. п. Источниками этого преимущества служат широкий доступ к разнообразной финансовой информации и наличие опыта ее финансовой экспертизы, экономия, обусловленная масштабами (economies of scale) производства при специализации, экономия транспортных расходов в результате продажи широкого ассортимента продуктов в одном институте, экономия от диверсификации деятельности. Позднее авторы дали иное название указанной экономии — экономия от разнообразил.

Приведенные характеристики деятельности финансовых посредников позволили авторам ответить на вопрос, почему подобные продукты и услуги производятся именно ими. Это объясняется достижением посредниками комбинированного эффекта от экономии при производстве финансовых продуктов и снижения трансакционных издержек их потребителей.

Информационный подход в теории финансового посредничества начал развиваться также в 1970-е годы под значительным влиянием работ ведущих теоретиков «информационной экономики», лауреатов Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джорджа А. Акерлофа (George A. Akerlof), Майкла А. Спенса (Michael A. Spence) и Джозефа Е. Стиглица (Joseph Е. Stiglitz). Они установили универсальность феномена асимметричности рыночной информации, ее присутствие на многих рынках. Асимметрия информации характеризует ситуацию,
в которой одни участники рынка информированы больше, чем другие.

Применительно к финансово-кредитной системе асимметрия информации означает, что продавцы и покупатели финансовых инструментов (активов) находятся в заведомо неравном положении, что позволяет продавцам вводить в заблуждение потенциальных покупателей относительно качества таких активов,
т. е. передавать неинформированной стороне неполную или искаженную информацию. В литературе различают два типа асимметрии информации в зависимости от того, существует такая асимметрия между сторонами до и на момент заключения контракта (ex ante) или она проявляется уже после его заключения (ex. post). Асимметрия первого тиса получила название неблагоприятный отбор (предконтрактная асимметрия информации), а асимметрия второго типа — название «моральный риск» (постконтрактная асимметрия информации).

Неблагоприятный отбор — ситуация, в которой одна сторона по договору (например, кредитор или инвестор) знает о финансовом положении продавца финансовых активов (заемщика или реципиента инвестиций) или о качестве его проекта меньше, чем продавец. Моральный риск — ситуация, в которой после заключения контракта покупатель актива хуже информирован о ходе его выполнения по сравнению с продавцом (наличие скрытой информации) либо не может наблюдать некоторые действия последнего (наличие скрытых действий).

Первыми учеными, которые применили идеи современной информационной экономической теории при исследовании финансового посредничества, были Хейн Е. Лилэнд (Hayne Е. Leland) и Дэвид X. Пайл (David Н. Pyle) . Они пришли к выводу, что наличие трансакционных издержек при всей их важности не может быть единственным объяснением существования финансовых посредников. В качестве первичной причины этого они указали на наличие информационной асимметрии. Обращение к асимметрии позволило им ответить также на вопрос, почему активность посредников характеризуется высокой долей заемных средств.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

29 марта 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 29 февраля выросла на 0,38% и составила 60817,145 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 90,8664 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,5691 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 98,5752 руб.
18:58Рынок российских акций вырос на 0,9-1,1%
18:51Финорганизациям рекомендовано минимизировать участие в деятельности, связанной с оборотом цифровых валют ЦБ РФ
18:45Россия может ввести запрет на экспорт сахара до начала августа
18:37Рост ВВП Индии в 3-м финквартале ускорился до 8,4%
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
18:14Правительство с 1 марта вводит временный запрет на экспорт бензина и увеличивает нормативы продажи топлива на биржевых торгах
18:08Во 2-м квартале Минфин РФ планирует разместить ОФЗ на триллион рублей
18:07ВВП Канады в 4-м квартале увеличился на 1%, превысив прогнозы
18:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 12,6654 руб.
18:00Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 90,8609 руб.
18:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 12,5657 руб.
ООО Консалт ПРОЕКТ/Бухгалтерские услуги/84852 95 70 30/Ярославль Бухгалтерские услуги, консультации юридическим и физическим лицам, оптимизация налогообложения, восстановление бухучета, регистрация Ооо и ип, аутсорсинг.

 

Купить отличные часы представительского класса по низким ценам руб. Часы "Grand Touring" Характеристики товара: