Североевропейская модель в контексте ЕС.

В настоящее время кризис социального государства из идеологической сферы стал распространяться на экономическую, прежде всего путем приватизации, которая постепенно устраняет одну из экономических опор государства всеобщего благоденствия. Идеологическое наступление на социальное государство идет начиная с 1970-х гг., когда обозначился кризис самой идеи.

Начало дискуссии, которая поставила под сомнение ценностные ориентации общества всеобщего благосостояния, положил известный экономист П. Ф. Дракер в статье «Больное правительство». В статье читаем следующее: «Есть много признаков того, что правительство обращает на себя внимание скорее своей величиной, чем мощью... что оно стоит дорого, а делает мало... что граждане теряют доверие к правительству... и вообще правительство — имеет "нездоровый характер"».

К социально ориентированному государству предъявляется целый набор стандартных упреков и претензий. П. Ф. Дракер сравнивает государство всеобщего благосостояния с огромной страховой компанией. Другой типичный упрек социальному государству — то, что оно плодит бюрократию. Другая статья обвинения — социальное государство не отличается гибкостью, выводит социальное обеспечение за рамки допустимого и разумного, превращая достижение всеобщего благосостояния в политический принцип.

Довольно резко отзывается об обществе всеобщего благосостояния Клаус Оффе. Дискредитируя саму идею социального государства, он сравнивает население социального государства с цыплятами, выращиваемыми на птицефабрике, где они находятся в искусственных условиях, в отличие от тех, которые выращиваются на ферме. Он полагает, что граждане социального государства слабо социально адаптированы по сравнению с гражданами общества с высокой социальной и экономической конкуренцией. В соответствии с его метафорой социальная поддержка так же вредна и не естественна, как искусственное содержание цыплят на птицеферме, порождая зависимость от искусственных систем жизнеобеспечения. Следуя логике К. Оффе надо отменить все сельское хозяйство и вернуться к охоте и собирательству.

По мере развития интеграции в рамках ЕЭС/ЕС, она оказывает все более сильное влияние на проведение социальной и экономической политики стран-участниц. Это воздействие оказывается не только посредством тех решений, которые ЕС принимает в социальной сфере, но и через его общеэкономическую политику, через законодательство ЕС и директивы Комиссии, а также через решения Европейского совета ЕС, которые всегда служили поворотными пунктами, разделяющими разные этапы экономической и социальной интеграции внутри этого блока. Начало развитию социальной интеграции, как известно, было положено Маастрихтским договором, который вместе с Социальным протоколом заложил юридическую основу для социальной интеграции и социального диалога на уровне ЕС. Амстердамское заседание Европейского совета поставило задачу развивать социальное измерение политики ЕС. В Лиссабоне в качестве приоритета европейской интеграции была провозглашена социальная защита населения и повышение его занятости.

Социальные параметры так называемой Европейской модели до сих пор не получили ясного определения, но была поставлена задача повышения конкурентоспособности, что, по-видимому, означает, что интеграция в социальной сфере будет развиваться в зависимости от экономических успехов. Лиссабонская стратегия заключается в решении превратить ЕС в самый динамично развивающийся и конкурентоспособный сектор мировой экономики. Она предполагает повысить занятость с нынешних 60 до 70% к 2010 г., а также реформировать социальную политику в странах-участницах. (На Севере Европы, правда, этот уровень занятости уже достигнут, кроме Финляндии.) Для повышения занятости главным ресурсом является уменьшение безработицы, для этого применяется несколько методов. Во-первых, совершенствование профессионального образования, с тем чтобы устранить несоответствие между квалификацией имеющихся ресурсов рабочей силы и спросом на нее. Развитие образования и профессионального обучения в ЕС осуществляется на основе концепции обучения на продолжении всей жизни. Применяются нетрадиционные методы борьбы с безработицей, такие как временный уход с рынка труда в целях ухода за нетрудоспособными членами семьи или повышения образования или профессиональной квалификации, а также ранний выход на пенсию при условии уменьшения пенсионного пособия по сравнению с обычным.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 июня 2018 г.
10:12Стивидорам грозит новый инвестсбор - газета
10:02Российский фондовый рынок открылся снижением индексов
10:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 10:00 мск составил 62,19/63,7 руб.
09:57"Норманн-Сервис" 29 июня начнет размещение коммерческих бондов на 100 млн рублей
09:48SEC проверит, правильно ли компании округляют прибыль на акцию
09:46Остатки средств кредитных организаций в Банке России выросли до 2536,9 млрд руб., на депозитных счетах снизились до 3058,64 млрд руб.
09:42ВТБ разместит 26 июня однодневные бонды серии КС-2-338 на 75 млрд рублей
09:40Иена дорожает, юань подешевел до минимума с декабря
09:36Доля России в общем увеличении добычи нефти стран ОПЕК+ составит 200 тыс. б/с - Новак
09:30"АЛРОСА" будет выплачивать акционерам не менее от свободного денежного потока
09:23Фондовая Азия торгуется в миноре
09:20Китайский ЦБ с 5 июля снизит норму резервирования для банков
09:12Нефть дешевеет после резкого повышения цен в пятницу
09:05Европейские рынки акций закрылись в пятницу в зеленой зоне
08:59ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 73,7247 руб.
автошкола зеленоград Наша школа вождения в Москве существует уже почти 20 лет, и за это время нами накоплен огромный опыт работы. Обучение в школе вождения автомобиля это всегда творческий процесс, для успеха которого преподаватель должен найти контакт с учеником. Многие наши преподаватели посвятили превращению пешеходов в автомобилистов всю свою жизнь, поэтому их бесценные опыт и знания всегда приходятся очень кстати молодому поколению водителей.