Североевропейская модель в контексте ЕС.

Средством реализации Лиссабонской стратегии ЕС является развитие так называемой новой экономики, которую образуют наукоемкие отрасли промышленности, такие как информационные технологии и технологии коммуникации. Именно эти отрасли составляют основу экономического развития североевропейских стран, которые являются лидерами в Европе в этих отраслях, особенно выделяются Швеция и Финляндия.

Вокруг европейской социальной модели много споров и дискуссий, при этом между собой конкурируют два подхода к определению европейской социальной модели:

  • традиционный социал-демократический подход, которому следуют североевропейские страны;
  • подход, основанный на том, что европейские предприниматели должны быть конкурентоспособными на мировом, ныне глобализированном рынке, а следовательно, не должно быть социальных ограничений, накладываемых на бизнес. Именно этот подход получил отражение в Лиссабонской стратегии.

В настоящее время, пока европейская социальная модель еще не получила четкого определния, ЕС влияет на социальную политику стран-участниц главным образом через валютно-экономическую интеграцию и через социально-экономическую политику, что закладывает довольно жесткие параметры для будущей европейской социальной модели. ЕС поддерживает политику приватизации в странах— членах ЕС, выступает за обязательное введение конкуренции со стороны частных предпринимателей государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, которые оказывают социальные услуги, например, на транспорте.

Европейская интеграция на стадии ЭВС и единой валюты евро покоится на более глубоком взаимодействии между экономическими комплексами стран-участниц, чем на стадии Таможенного союза или Общего рынка. Эта ступень требует не только тесного согласования макроэкономической политики по всем важнейшим параметрам, но и постепенной унификации их моделей социально-экономического развития. «ЭВС задумывался как средство, стимулирующее реформу европейской социальной модели», — признает профессор О. Буторина.

В этом же направлении действует политика гармонизации налоговой и бюджетной политики, которая уже давно проводится органами ЕС. Создание в рамках ЕС единого внутреннего рынка ведет к конкуренции налоговых систем между странами-участницами, которая представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего существования щедрого социального государства на Севере Европы. До сих пор внутри ЕС сохраняются различие факторных условий, например, в силу различия профессиональных характеристик рабочей силы, выступающей на рынке труда, уровня развития национальных инновационных систем и т.д., но начало в масштабе 25 стран конкуренции налогов, несомненно, усилит «бегство» капиталов в страны с низким налогообложением. Например, в Польше налоги на корпорации снижены до 22%, что на 7—8% ниже, чем в странах Северной Европы. Это способно подорвать основы государства всеобщего благосостояния.

Задача унификации налогового законодательства и налоговых ставок в ЕС поставлена уже давно — еще в 1985 г. в так называемой Белой книге. Однако, в отличие от таможенно-торговой политики, гармонизация в этой области происходит намного сложнее и медленнее. Даже накануне введения единой валюты евро налоги в значительной степени оставались прерогативой национальных правительств.

Налоговые системы в рамках ЕЭП слабо унифицированы: ставки налогов на корпорации установлены в диапазоне от 18% (Исландия) до 38,9% (ФРГ), а ставки подоходного налога — от 33,6% (Греция) до 56,5% (Швеция).

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июня 2020 г.
17:35К цифровым паспортам россиян привяжут их биометрические данные: параметры лица и голоса
16:58ЕС призвал США пересмотреть решение о разрыве отношений с ВОЗ
16:15Lufthansa согласилась на условия ЕС по предоставлению финансовой помощи в 9 млрд евро
2 июня 2020 г.
19:58Ставка 11-го купона бондов РЖД серии БО-14 установлена в размере 4,1%
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 2 июня растет
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 2 июня выросла на 0,98% и составила 44691,332 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,8228 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,6832 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 68,8134 руб.
19:11ВТБ разместил два выпуска инвестоблигаций общим объемом 625 млн рублей
19:00Предпринимательская уверенность в мае упала в добыче и в обработке второй месяц подряд
18:58Индекс МосБиржи вырос на 1,7%, индекс РТС - на 2,4%
18:51"Газпром" обжаловал решение арбитража по спору с польской PGNiG
18:45Объем сделок с драгметаллами на "Московской бирже" в мае вырос на 26%
18:37Цены на нефть продолжают повышаться
сиделки в санкт петербурге "Ваша поддержка"- это мы. Профессиональный уход. Обслуживание по ОМС.