Иностранные банки и финансово-банковские кризисы.

Премьер-министр Италии С. Берлускони заявил, что в период кризиса не будет допущено, чтобы итальянским вкладчикам был нанесен ущерб, хотя около половины бизнеса двух крупнейших банковских групп Италии находится за пределами этой страны, а одна из них — группа Unicredit — является крупнейшим зарубежным инвестором в банковский сектор стран ЦВЕ. Исландия провозгласила защиту местных вкладчиков в качестве основной цели национализации терпящих бедствие исландских банков; при этом интересы вкладчиков этих банков из других стран волновали исландские власти гораздо меньше. Возникшая ситуация стала предметом международного спора, в ходе которого Великобритания прибегла к такому специфическому аргументу, как арест активов исландских банков в этой стране. Арест был осуществлен на основании британского закона о противодействии терроризму; ни у кого не вызывало сомнения, что Исландия не имеет к терроризму никакого отношения, но у правительства Великобритании не было иного юридического повода арестовать активы. Аналогичные действия — арест активов исландских банков на своей территории — предприняли Нидерланды.

Наконец, российский Центральный банк издал носящие фактически обязательный характер рекомендации банкам страны, включая дочерние структуры иностранных банков, об ограничении размещения средств за рубежом. Тем самым был поставлен предел свободе международных банковских групп маневрировать финансовыми средствами внутри группы.

Кризис явным образом привел к росту протекционизма. Президент Саркози заявил о создании особого национального фонда, который будет приобретать акции французских компаний или давать им кредиты, предотвращая их переход под иностранный контроль. Здесь очевидна полная аналогия с функцией, возложенной российским правительством на Внешэкономбанк. Возможность создания похожей структуры — фонда для защиты местных компаний, оказывающихся под угрозой поглощения иностранцами, обсуждается в Австрии. Ясно, что по политическим причинам будет сложно воспрепятствовать поглощению, осуществляемому компанией или банком из другой страны Евросоюза, — попытка предотвратить его гарантированно вызовет активное противодействие Еврокомиссии («Брюсселя»), В то же время инвестиции извне ЕС явно будут встречать большие трудности. Отсюда можно сделать вывод, что широкомасштабное присутствие банков одной страны на банковском рынке другой будет возможно только при условии достаточно тесных политических отношений между этими странами.

Таким образом, даже в странах Евросоюза в условиях кризиса в банковской сфере стал проявляться национальный эгоизм (или, если оценивать это явление иначе, готовность в первую очередь учитывать интересы своей страны, ее вкладчиков и заемщиков). Есть, правда, и примеры скоординированных действий правительств по оказанию помощи международным банкам в условиях кризиса. Можно упомянуть о действиях стран Бенилюкса по спасению банка Fortis (на покупку 49% его акций финансовые власти Нидерландов, Бельгии и Люксембурга выделили 16,1 млрд долл.) и о совместной франко-бельгийской помощи банку Dexia (правительства двух стран выделили 9 млрд долл.). Естественно предположить в этой связи, что координация усилий по спасению банков между странами, входящими в интеграционные объединения (прежде всего в тот же Евросоюз), будет происходить проще и склонность к оппортунистическому поведению будет меньше, чем в остальных случаях. Для России, относящейся к «остальным случаям», это означает дополнительные риски.

Еще один интересный потенциальный аспект влияния кризиса на деятельность иностранных банков заключается в том, что, если поддержка банков примет форму их национализации, пусть даже частичной (в условиях распыленной акционерной собственности даже частичной национализации достаточно для установления государственного контроля над банком), то отношение других стран к тому, что важную роль в их банковской системе играет банк, являющийся дочерним по отношению к банку, контролируемому правительством другой страны, может быть весьма настороженным. Для стран, имеющих собственные политические амбиции, это скорее всего окажется неприемлемым.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
19 апреля 2019 г.
19:50ВЭБ разместил 62,5% выпуска облигаций ПБО-001Р-К141 на 12,5 млрд рублей
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 19 апреля движется разнонаправленно
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 19 апреля выросла на 0,27% и составила 42517,154 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 63,9701 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 71,9386 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5391 руб.
18:59Индекс МосБиржи вырос на 0,1%, индекс РТС снизился на 0,1%
18:57АКРА присвоило облигациям ТКХ на 5 млрд руб. ожидаемый рейтинг "eА(RU)"