Иностранные банки и финансово-банковские кризисы.

Мировой финансовый кризис, переросший в общеэкономический, обнажил слабые места транснациональной банковской деятельности и поставил как международные банки, так и регуляторов перед новыми вызовами. Британский ученый Р. Скидельский утверждает, что в условиях кризиса «некоторое сворачивание (rowing back) финансовой глобализации и трансграничных финансовых учреждений необходимо для восстановления баланса между рынком и государством. Этот процесс набирает ход по мере того, как национальные регуляторы усиливают контроль за финансовыми учреждениями, которые им приходится спасать».

В условиях кризиса происходит общее увеличение неопределенности: связанные с банковской деятельностью риски, и прежде всего кредитные, возрастают и становятся менее предсказуемыми. Инвестиционно-банковская отрасль, которая играла роль главного глобального оценщика рисков и главного торговца ими, оказалась в очень тяжелом положении и очевидно перестала справляться со своими функциями. Вследствие этого можно ожидать возрастания значимости местной непубличной информации и местного анализа рисков и, соответственно, роста эффективности местных банков по сравнению с международными банковскими группами, склонными к большей централизации кредитных решений. Некоторые авторы заговорили даже — как представляется, пока без достаточных оснований — о грядущей «финансовой регионализации» вплоть до валютного обособления региональных зон.

Одним из слабых мест международных банков оказался вопрос сохранности депозитов в их иностранных филиалах. Филиал не является юридическим лицом, и ответственность перед зарубежными вкладчиками, строго говоря, несет банк в стране происхождения. В случае, если этот банк испытывает трудности и на помощь ему приходит правительство, велика вероятность того, что оно будет озабочено интересами вкладчиков и компаний только своей страны. Такая вероятность еще усиливается, если сама страна невелика по масштабам экономики и не может помочь всем. Именно это произошло в Исландии, банки которой активно привлекали средства вкладчиков в других странах Евросоюза.

Регуляторы различных стран делают попытки справиться с проблемой, ограничивая «суверенные права» банков в отношении операций их филиалов. Так, британский регулятор установил, что филиалы иностранных банков должны быть самодостаточными с точки зрения ликвидности, если только в документах, определяющих их взаимоотношения с материнскими организациями, нет положения, безусловно гарантирующего получение средств от этих организаций. При этом регулятор сам определяет, хватит ли этой гарантии.

Связанной с проблемой сохранности депозитов в филиалах иностранных банков стала проблема распределения ответственности по странам в случае краха международных банков (или распределения затрат на их поддержку — через рекапитализацию или иным образом). Согласно принципам Базеля-II основная ответственность по надзору за международными банковскими группами делегирована регулятору в стране происхождения материнского банка этой группы. Логично предположить, что в случае необходимости основное бремя помощи такой группе также ляжет на страну происхождения. Однако последовательное проведение в жизнь принципа ответственности страны происхождения материнского банка не очень реалистично в отношении небольших стран, у которых может просто не хватить ресурсов для помощи всем зарубежным банкам, входящим в международную банковскую группу. Особенно это касается небольших стран, банки которых имеют значительные зарубежные «владения» (здесь можно привести пример Австрии, три ведущих банка которой имеют широкую сеть присутствия в странах ЦБЕ, включая Россию, причем совокупный объем вложений австрийских банков в этом регионе составляет 80% ВВП Австрии). Премьер-министр Исландии Г. Хорде заявил, что «...нам не следовало допускать, чтобы банки достигли такого большого размера... "У нас нет возможности оказать банкам поддержку. Центробанк слишком мал для этого, да и экономика в целом тоже». Фактически это означает, что большие банки могут быть только в больших странах, способных в случае необходимости оказывать финансовым институтам помощь с учетом объема их зарубежных операций.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,6064 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,3316 руб.
19:10Количество действующих банков в РФ за пять лет сократилось вдвое