Иностранные банки в Бразилии.
В ноябре 1995 г. правительством и центральным банком была выдвинута программа реструктуризации и укрепления национальной финансовой системы. Программа касалась частных банков и содержала ряд предложений по стимулированию покупки слабых банков финансово устойчивыми. Отметим схожесть бразильского подхода к преодолению последствий кризиса с подходом стран Юго-Восточной Азии: в обоих случаях ставка делалась на выход из кризиса в основном с опорой на собственные силы, причем национальным частным банкам настойчиво рекомендовалось принять в этом активное участие. Увеличение возможностей для доступа на бразильский банковский рынок иностранных инвесторов рассматривалось при этом, как и в странах ЮВА, как важная, но тем не менее не основная мера.
На рубеже 1980—1990-х гг. иностранным банкам выдавалось разрешение на создание «дочек» в Бразилии либо на основе принципа взаимности, либо по особому решению правительства, если появление конкретного иностранного банка признавалось сообразным интересам государства. С 1995 г. ограничения были ослаблены, но полной либерализации не произошло: каждую заявку заграничного финансового института на осуществление деятельности на территории Бразилии рассматривал президент страны; данная организация была обязана (как в Польше в середине 1990-х гг.) приобрести местный проблемный банк для получения разрешения войти на местный рынок; у регулятора по закону было право отказать зарубежному банку, ссылаясь на национальные интересы (понятно, что это достаточно широкая формулировка, позволяющая отказать любому просителю).
В 1995 г. для всех финансовых институтов Бразилии, включая иностранные банки, стало обязательным участие в Фонде гарантии кредитов (аналог системы страхования вкладов). В том же году было отменено дискриминационное для иностранных банков требование о более высоком минимальном капитале. В 1996 г. иностранцам было разрешено покупать до 100% акций местных банков. Постепенно были сняты либо ослаблены и другие ограничения.
В результате доля иностранных банков увеличилась к 2002 г., и теперь им принадлежало до одной трети активов национальной банковской системы. Затем, однако, началось снижение этого показателя (см. рис. 3.5). В 2007 г. доли в совокупном кредитном портфеле государственных, национальных частных и иностранных банков в Бразилии составляли 41, 37 и 22% соответственно.
Таким образом, экспансия иностранного банковского капитала не привела к установлению его доминирования в бразильской банковской системе и даже сопровождалась обратной тенденцией. И. Б. Сергеев, отмечая, что такая тенденция — уменьшение доли иностранных банков — является во многом уникальной, объясняет ее следующими причинами. Во-первых, высокая эффективность и развитая инфраструктура крупных местных банков позволили им на равных конкурировать с иностранными финансовыми институтами. В частности, именно местные банки первыми на бразильском рынке ввели и с успехом продвигали такие современные банковские технологии, как интернет-банкинг и автоматизированное предоставление банковских услуг. Во-вторых, ряд иностранных банков, приобретая проблемные местные кредитные организации, недооценили масштаб трудностей, с которыми им пришлось впоследствии столкнуться. Некоторые иностранные банки были даже вынуждены уйти с местного рынка, продав приобретенные ранее финансовые институты местным банкам. В качестве третьей причины И. Б. Сергеев называет сохраняющийся достаточно высокий страновой риск Бразилии, что, на наш взгляд, не очень убедительно: в других государствах региона страновой риск по крайней мере не меньше, а похожей на бразильскую тенденции не наблюдается.