Банки и социальная ответственность - степень готовности № N. Стандарт или не стандарт.

В большинстве кредитных организаций склоняются к мнению, что наиболее важным и вместе с тем распространенным пунктом в стандарте является предоставление социальной поддержки сотрудникам компании. Отмечалось, что это условие стандарта косвенно выполняется достаточно большим количеством российских кредитных организаций. Проблемой, впрочем, является существование двойных стандартов (не для всех сотрудников финансовой организации доступны социальные условия, соответствующие международному стандарту), а также формальное исполнение социальных обязательств перед сотрудниками, свойственное в основном региональным отделениям.

Надо отметить, что ряд российских кредитных организаций имеет во многом уникальные инициативы в области социальной ответственности. Некоторые банки размещают заказы в компаниях инвалидов, ряд кредитных организаций поддерживает детские дома, своими силами организуя различного рода мероприятия для детей-сирот, а также активно участвует в образовании старших воспитанников. К сожалению, в 8 случаях из 10 для банков эта деятельность не является плановой, зависит от целого ряда внешних факторов и потому нерегулярна.

Оптимизм в отношении реализации стандарта ИСО 26000 в нашей стране все же внушает тот факт, что большинство респондентов согласны с определением социальной ответственности бизнеса. Для многих очевидна необходимость адекватного поведения компании при работе с клиентами, партнерами и другими участниками рынка, в том числе и конкурентами, а также участия в жизни сообществ, прямо или косвенно касающихся деятельности компании, но необязательно входящих в сферу ее деловых интересов. Большая часть кредитных организаций готова к соблюдению этих принципов, однако чтобы следовать заданным стандартам, сами стандарты должны учитывать особенности, присущие финансовому рынку. «Если, например, компания наносит ущерб окружающей среде вследствие своей деятельности, она, конечно, должна тратить средства на ее восстановление. Что касается банков, то основными моментами, прописанными в стандарте, должны быть соблюдение прав сотрудников и соблюдение прав клиентов», - отмечает Татьяна Якубович, директор по связям с общественностью  Прайвет Банка.

На сегодняшнем этапе развития российского банковского сообщества говорить об устойчивой положительной динамике в области развития соответствующего стандарта пока рано. Идея коммерческой составляющей любых инициатив является доминирующей, и подвижки в области развития корпоративно-социальной ответственности (за исключением, возможно, предоставления социальных пакетов сотрудникам, что является, скорее, рыночным требованием) остаются в первую очередь инициативой акционеров и топ-менеджеров. Немалое влияние на готовность банков к самооценке согласно существующему стандарту, а также к решительному развитию в области социальной ответственности оказывает еще и нестабильность в мировой экономике, ожидание второй волны мирового финансового кризиса и неустойчивый рост ВВП Российской Федерации. Пока неясно, в каком виде будет производиться самооценка, однако в этом направлении уже активно работают Российский союз промышленников и предпринимателей И Торгово-промышленная палата. За последние полтора года сделано достаточно много, хотя наглядной и объективной процедуры самооценки рынку пока не предложено. Тем не менее у большинства представителей банковского сообщества есть понимание важности изменения ситуации в области социальной ответственности, и целый ряд банков готов сделать первый шаг.

Станет ли успех процедуры самооценки таких банков, как УРАЛСИБ и ТРАСТ, началом развития соответствующей практики среди других кредитных организаций? Какие из пунктов, прописанных в российском стандарте ИСО 26000, окажутся по плечу первым трем сотням банков страны? На эти вопросы ответит время.

А. Филимонов

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
21 апреля 2019 г.
18:02Китай начинает новый этап развития рынка электромобилей
17:11Объем рынка доверительного управления по итогам 2018 года превысил 8 трлн руб.
16:19Активы пяти крупнейших российских банков в марте увеличились на 0,5%
15:35В марте банковские вклады в валюте не изменились, рублевые выросли на 0,2%
14:49В Москве и Санкт-Петербурге растет доля свободных помещений стрит-ритейла
14:02Кредиты нефинансовому сектору в марте увеличились на 0,4%
13:20Спрос на летние речные круизы по России в этом году вырос на 10-15%
12:39Просроченная задолженность физлиц по банковским кредитам в марте снизилась на 1,4%