Регулирование предложения денег: валютный фактор и денежный мультипликатор.
Исторически политика неуклонного роста валютных резервов Банка России сформировалась под влиянием административно-командной системы, когда национальные деньги практически не выполняли никаких денежных функций, а иностранная валюта приравнивалась к золоту.
С другой стороны, достаточно разветвленная и обширная сеть структур Банка России, осуществляющего подобную политику, фактически становится ненужной. При господстве доллара и евро затраты на содержание его становятся неэффективными. Возникает вопрос о целесообразности наличия суррогата доллара или евро в виде наличных рублей и безналичных обязательств Центрального банка РФ, содержание которого достаточно дорого обходится экономике, если их роль может с большим успехом выполняться иностранной валютой.
При этом он выступает в роли крупнейшего коммерческого банка-монополиста с правами и полномочиями органа государственной власти, который становится заинтересованным не только в развитии в стране других коммерческих банков, но и в их ликвидации как ненужных конкурентов. В подобных условиях лицензированием, контролем и надзором за деятельностью коммерческих банков должны заниматься любые другие органы государственной власти, но не Банк России. Напомним, что в промышленно развитых странах центральные банки не наделены правом лицензирования коммерческих банков, а в некоторых и надзорные функции выполняют специально созданные структуры в виде агентств, министерств, комитетов. Более того, поскольку в России лицензирование, контроль и надзор за коммерческими банками со стороны ЦБ РФ не обеспечивают кредиторам и вкладчикам банков гарантий отсутствия риска потери своих денежных средств, то и в случае полного отсутствия процедур по лицензированию банков и контролю над ними со стороны ЦБ РФ никаких дополнительных проблем не возникало бы.
В итоге проведения подобного курса наметились чрезвычайно негативные тенденции. Во-первых, это процесс выведения денежной массы и денежного капитала из активного оборота национальной экономики. Во-вторых, накопление сбережений граждан и денежных средств предприятий и организаций в иностранной валюте в ущерб процессам формирования внутренних инвестиционных ресурсов (длинных денег) и потребностям денежного обращения и национальной экономики. В определенной степени это способствовало снижению давления платежеспособного спроса на внутренний рынок. Так, расходы на покупку наличной иностранной валюты отвлекали из сферы денежного обращения в среднем в год в 1997-2000 гг. не менее 15-16%, а в 2001 г. - 5,7% денежных доходов, что помогало сдерживать темпы роста денежной массы в обороте и давление спроса на цены в отсутствие инструментов и стимулов активации национального производства. В этой связи валютизация сбережений граждан и накоплений различных субъектов экономики вполне соответствует целям и задачам антиинфляционной политики, проводимой тем не менее под знаком либерализации валютного рынка и валютного регулирования. Масштабы и структуру оборота наличной иностранной валюты можно представить по движению ее через уполномоченные банки: в ноябре 2002 г. поступило наличной инвалюты 5,9 млрд долл., что составило 121,8% к ноябрю 2001 г., в том числе ввезено банками в Россию 1,5 млрд долл., вывезено — 0,094 млрд долл., продано физическим лицам-резидентам 809,2 млн долл. В-третьих, безальтернативная в условиях экспортно-сырьевой направленности и торможения экономического роста ориентация государства на обеспечение стабильности роста валютных резервов, уровень которых на 1 января 2003 г. составил 44,1 млрд долл., на 1 января 2004 г. — 73,2 млрд долл., что в рублевом исчислении существенно превышает величину наличной денежной массы МО, составившую на 1 января 2003 г. 816,5 млрд руб. и на 1 января 2004 г. - 1227 млрд руб.
Отметим и иные отрицательные эффекты резкого увеличения валютных резервов Центрального банка РФ. Усиливаются напряженность и нестабильность на валютном рынке прежде всего за счет увеличения денежной массы не по каналам кредитования экономики, а в основном в банках на счетах экспортеров. В свою очередь, являясь источником покрытия внешнего госдолга, валютные резервы трансформируются в увеличение внутреннего долга. Кроме того, рост монетизации ВВП связан не с ростом национального продукта или формированием кредитных ресурсов, а с расширением объемов долларовой массы и накоплений иностранной валюты страны-эмитента. Нельзя также не обратить внимания на явно негативную сторону поддержки политики роста валютных резервов с использованием роста активного сальдо платежного оборота и конъюнктурной обстановки во внешнеэкономических отношениях.