Северная Европа и интеграция: превратности отношений с ЕС.

Структура экономики Норвегии принципиально отличается от экономики стран ЕС. Во-первых, она обладает крупными нефтяными и газовыми ресурсами и является третьим по величине экспортером углеводородов в мире, в то время как ЕС является крупнейшим импортером топлива. Это ставит норвежскую экономику в уникальное положение в Европе, во многом определяя ее экономическую политику.

У Норвегии и ЕС разные интересы в отношении развития цен на топливо, масштабов его добычи, скорости использования топливных ресурсов норвежского морского шельфа, организации рынка топлива, налоговой политики, регулирования трудовых конфликтов в топливных отраслях и т.д. В отличие от большинства стран — членов ЕС развитие норвежской экономики в значительной мере основывается на использовании природных ресурсов: нефти и газа, руд цветных металлов, гидроресурсов, рыбных запасов. Именно здесь страна обладает компаративными преимуществами, которые реализуются в области цветной металлургии, рыболовства, судоходства и судостроения, гидроэнергетики, на основе которых формируется ее экспортный профиль. В области поддержки сельского хозяйства, развития энергетики, охраны окружающей среды, поддержания баланса между регионами и некоторых других областях экономики интересы Норвегии отличается от ЕС. Норвегия является пионером и основателем аквакультуры — новой формы экономической деятельности, не характерной для ЕС. Все это определяет существование здесь отличной от ЕС экономической и общественной структуры и диктует ей проведение иной экономической политики, чем у европейского блока 27 стран, который ныне стоит на пороге перерастания в некое супергосударство. Именно поэтому норвежскую экономику нецелесообразно подводить под общие западноевропейские правила и нормы. С другой стороны, сельское хозяйство, рыболовство, аграрные и северные коммуны, природа Норвегии нуждаются в более высокой степени защиты, чем это принято в рамках ЕС, что опять-таки ставит ее в особое положение.

Фактически Норвегия уже пользуется всеми теми преимуществами, которые может предоставить экономическая интеграция ЕС. Благодаря соглашению 1992 г. о создании Европейского экономического пространства Норвегия пользуется беспрепятственным доступом на внутренний рынок ЕС. Эвентуальное вступление в ЕС не принесет Норвегии новых экономических преимуществ, но наложит на нее дополнительные обязательства. Например, внутри ЕС Норвегия, скорее всего, стала бы одним из государств — доноров Союза. Аргумент в пользу вступления в ЕС, основанный на возможности оказывать влияние на политику ЕС, не состоятелен, такие надежды — скорее призрачны, чем реальны.

Норвегия не испытывает тех валютно-финансовых трудностей и напряжений, с которыми сталкивается большинство государств ЕС, в том числе и такие крупные страны с надежной экономикой, как ФРГ или Франция. Перспектива старения населения не носит для нее такого угрожающего характера, так как ресурсы государственного Пенсионного фонда, предназначенного для будущих поколений, по своей величине превышают государственный бюджет страны. Профицит государственного бюджета Норвегии достигает в отдельные годы 15 млрд долл., в то время как даже самые мощные экономики ЕС, которые долгое время служили локомотивами интеграции, столкнулись с трудностями в удерживании уровня дефицита госбюджета в рамках критериев евро. Если большинство западноевропейских стран по экономическим соображениям вынуждены пересматривать многие механизмы социальной поддержки населения и проводить реформы социальной системы, то Норвегия не испытывает финансового давления в этом направлении и в состоянии поддерживать существование общества всеобщего благосостояния, хотя на социальные нужды уходит до 2/3 государственного бюджета страны.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 25 апреля снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 25 апреля снизилась на 0,64% и составила 38222,755 млрд руб.
19:25ЦБ РФ будет бороться с сопротивлением эмитентов при конвертации облигаций в акции
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 62,0217 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,7022 руб.
19:03ФАС выдала "Транснефти" на год разрешение на получение контроля над НМТП, может продлить при необходимости
18:59Индекс МосБиржи не изменился, индекс РТС снизился на 1,4%
18:48Держатели евробондов "РусАла" просят OFAC разрешить операции с ними и продлить дедлайн по продаже - агентство
18:47ВЭБ установил ставку купона бондов ПБО-001Р-К037 на 20 млрд руб. в размере 7,01%
18:41Совет директоров "Роснефти" рекомендовал выплатить дивиденды за 2017 г. в размере 6,65 руб. на акцию
18:35Глава ФАС не уверен в успешной блокировке Telegram в России
18:28СП РФ предлагает оптимизировать законодательство в сфере госзакупок
18:13Артемьев: временная национализация РусАла в теории возможна - либо за деньги, либо за активы
18:07ЦБ: активы лишенного лицензии Темпбанка не превышают 2,3 млрд руб., обязательства - более 13,5 млрд руб.
К Вашим услугам большая база профессиональных дикторов, способных выполнить.. Изготовление заказа от 30 минут. База дикторов. Озвучка текста от 200 рублей.