Основные тенденции регулирования и эволюции фондового рынка России в 1996-1998 гг.

Одним из минусов, хотя и объяснимым, был рамочный характер Закона, который потребовал от ФКЦБ принятия большого количества нормативных актов прямого действия (с 1995 г. по май 1998 г. их общее количество достигло 119). Разработка и введение в действие некоторых из них, прежде всего положений, регулирующих конкретный порядок лицензирования функциональных субъектов фондового рынка, приобрели затяжной, нередко запутанный характер.

Вряд ли целесообразно на этих страницах подробно останавливаться на детальном анализе данного явления. Отметим лишь, что первоначальный текст Положения по лицензированию брокеров и дилеров предполагал лицензирование не только видов деятельности, но и отдельных операций участников рынка — с государственными обязательствами, корпоративными ценными бумагами и т.п.

Данное намерение разработчиков Положения формально преследовало решение вполне понятной задачи — создать целостную и достаточно дискретную систему регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях максимального уменьшения риска их клиентов.

Впрочем, как это часто бывает в России, из-за излишней регламентации достижение данной цели не оптимизировалось и приближалось, а лишь усложнялось и отдалялось. Нетрудно представить, что было бы с клиентскими средствами, находящимися в долгосрочном распоряжении (управлении) брокера, который имеет лицензию на операции с корпоративными акциями, но не обладает лицензией на операции на рынке государственных долговых бумаг, в условиях частых на российском фондовом рынке кризисов. В рассмотренной ситуации элементарный уход из одних ценных бумаг в другие в целях сохранения клиентских активов (совершение так называемых сделок "своп") был бы нормативно противозаконен, что в принципе противоречит существу портфельного инвестирования.

Данный подход ФКЦБ вызвал много нареканий со стороны как Министерства финансов, так и Центрального банка России, что в конечном итоге и привело к неоднократному упрощению системы требований к порядку лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Система лицензирования претерпела в 1997 г. как минимум три заметные новации (по количеству редакций анализируемого Положения), что не способствовало стабильности положения функциональных субъектов фондового рынка. Неудивительно, что один из брокеров в новогоднем интервью, которое было посвящено итогам 1997 г., чистосердечно заявил, что важнейшим событием на рынке являлось лицензирование его участников.

Важнейшим событием, оказавшим весьма существенное влияние на российский рынок ценных бумаг, стало начало торговли акциями приватизированных предприятий через Российскую торговую систему (РТС) летом 1995 г. Созданная как некий аналог американской NASDAQ РТС стала первым российским квазиорганизованным рынком акций корпораций, функционирующим в режиме реального времени и позволяющим перейти от залповой системы торговли к непрерывной. Впрочем, РТС не позволяла осуществлять клиринг по торгуемым активам, что не замедлило сказаться в форме непоставок ценных бумаг при торговле с короткой позиции.

Влияние этой новации на ликвидность российского фондового рынка трудно переоценить, поскольку у его участников появились не только столь необходимые исходные данные для ценообразования, но и реальные возможности соотнесения цен на акции приватизированных предприятий с динамикой спроса и предложения.

Правда, у РТС были (и продолжают сохраняться) определенные минусы, к числу которых, помимо отсутствия клиринга, можно отнести комиссионную политику ее операторов и их требования к фасовке торгуемых ценных бумаг. Не вдаваясь в детали, заметим, что РТС представляет собой своеобразный "оптовый" фондовый рынок, где держатели небольших пакетов акций или мелкие брокерские фирмы торговать не могут. Последнее обстоятельство объясняет, почему торги в РТС и выводимые на их основе заключения о состоянии российского рынка ценных бумаг следует оценивать с поправками на размеры торгуемых лотов и на аппетиты участников торговли. Данная политика РТС, вполне эффективная в момент фондовых подъемов, в условиях рыночных спадов лишь стимулирует кризисные тенденции за счет быстрого сжатия рынка, что в полной мере стало проявляться начиная с мая 1998 г.

Ю. Сизов

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

17 января 2018 г.
20:00Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 17 января растет
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 17 января выросла на 0,27% и составила 25379,029 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 8,8031 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 56,7246 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 69,3015 руб.
19:00Индекс МосБиржи прибавил 0,9%, индекс РТС - 0,3%
18:52Минсельхоз подготовил 4 законопроекта по совершенствованию оборота сельхозземель
18:40В 1-м чтении принят законопроект об именных сберегательных и депозитных сертификатах
18:29Индонезия вошла в число крупных покупателей зерна из РФ
18:26РЖД выкупили по оферте 0,4% выпуска бондов 17-й серии на 68,4 млн руб.
18:18Курс биткойна опустился ниже $10000
18:12ВЭБ завершил размещение бондов ПБО-001Р-К003 и ПБО-001Р-К004 на 30 млрд рублей
18:09Goldman Sachs впервые за 6 лет получил убыток за квартал
17:58"ФосАгро" размещает евробонды на $500 млн под 3,95% при спросе свыше $2,4 млрд - источник
17:58Россияне банкротились в 2017 году в 1,5 раза чаще
ООО МКК «Займ77» оставляет за собой право в отказе выдачи займа без объяснения причин.. Денежная помощь гражданам России. Привезем наличные на дом.