Теории экономического роста и предложение денег.

Одной из главных задач с точки зрения контроля за предложением денег является достижение слаженной работы всех механизмов, включая действия центрального банка, обеспечивающих реализацию продукции и всего объема ВВП с поступлением денег на счета, в том числе бесперебойность и адекватность безналичного оборота, минимизацию масштабов теневой экономики.

В целом практиковавшийся в России в последние 10-15 лет подход к организации контроля и регулирования предложения денег принципиально не отличался от используемого ранее в административной экономике. По-прежнему доминировала переоценка возможностей государства обеспечивать устойчивость национальной валюты и сбалансированность спроса и предложения как на денежном, так и на товарном рынке путем жестких ограничений денежной массы независимо от реальных потребностей экономики в денежных средствах. Неизбежным итогом проведения подобного жесткого курса явилась серьезная деформация структуры и качества денежной массы по ее основным элементам и секторам экономики.

На реализацию рестрикционного режима денежной эмиссии было направлено и использование основных инструментов денежно-кредитного регулирования — установление процентной ставки рефинансирования и нормативов резервных требований. Начиная с 1992 г. оно характеризовалось однонаправленностью — ограничением денежной массы в целях подавления инфляции в ущерб развитию кредитования субъектов реального сектора. Сложившаяся в 90-е годы устойчивая ориентация кредитных учреждений на финансовый сектор, приносившая повышенную доходность относительно реального сектора, привела к падению платежеспособности основной массы экономических субъектов и резкому снижению склонности к сбережениям в национальной валюте, к повышению ценности наличных денег относительно безналичных. В условиях разрастания теневого оборота расчеты наличными деньгами обеспечивали дополнительные возможности ухода от налогообложения, а в результате конвертации в иностранную валюту — и защиту сбережений от непредсказуемости поведения как банков, так и государства, от потенциального произвола и ограничений в их использовании.

Отрицательный эффект обслуживания денежного оборота наличными деньгами (до 30-40% и выше в отдельные периоды в составе денежной массы М2) заключается в потере управляемости и способности ЦБ РФ обеспечить структурную сбалансированность денежного оборота, регулирование и контроль за предложением денег и спросом экономики на денежные средства, в том числе за счет сокращения масштабов нормативных операций и деятельности банков. Концентрация наличных средств в столичных регионах наряду с возникновением острого дефицита ликвидности в большинстве регионов страны позволяет говорить о серьезных деструктивных последствиях эмиссионной деятельности, приведшей к необоснованному избытку денежной массы в одних и дефициту в других регионах. Это подтверждает, во-первых, низкую эффективность и неадекватность системы мер ЦБ РФ по регулированию денежной массы, в том числе в разрезе регионов;
во-вторых, несовершенство действующей законодательной базы вследствие отсутствия механизмов и стимулов для основной массы экономических агентов поступления наличных денег в сферу организованного банковского оборота;
в-третьих, неадекватность действующей системы безналичных расчетов.

Кроме того, все это ухудшает базовые условия функционирования и самой банковской системы. Как справедливо отмечает О. Л. Рогова, в условиях распространения наличных денежных средств в составе денежной массы ухудшаются параметры деятельности самих банков: они лишаются части своих ресурсов; падает конкурентоспособность банковских структур на денежном рынке по сравнению с агентами рынка, оперирующими наличными деньгами. Специфика современных межхозяйственных расчетов, длительные задержки платежей, нередкие случаи прекращения деятельности и многие другие факторы снижения привлекательности ведения расчетов в рамках нормативных операций банков, которые в полной мере были продемонстрированы событиями осени 1998 г., еще больше обостряют эту проблему, усиливают склонность к расчетам наличными деньгами. Тем более что сложилась ситуация, когда состояние активов банков — основных кредиторов государства — напрямую зависит от возможности распоряжения бюджетными средствами и отличается краткосрочным, текущим характером.

Ю. Бабичева

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

20 сентября 2020 г.
17:55Силуанов: Белоруссия погасит долг перед "Газпромом" в $330 млн за счет кредита ЕФСР в $500 млн
16:58Магазины планируют отказаться от пластиковых пакетов
15:42Туристы ждут возвращения денег за аннулированные туры
14:26Суммарное состояние 1000 самых богатых людей Германии составляет 1,1 трлн евро
13:14Банки нашли способ собирать больше информации о клиентах
11:59Средняя стоимость аренды "однушки" в крупнейших городах РФ в сентябре - 17,5 тыс. руб. в месяц, "двушки" - 24-25 тыс.
10:55За последние сутки в России выявлено более 6,1 тыс. новых случаев COVID-19, 79 человек скончались
09:48Премьер-министр Саксонии призывает достроить "Северный поток 2"
09:05ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 сентября в размере 75,0319 руб., курс евро - 88,9578 руб.
19 сентября 2020 г.
17:32В Москве начнут тестировать первый беспилотный трамвай
16:21Треть россиян предпочитают покупать импортные товары
15:56Правительство Туркменистана прогнозирует рост ВВП страны в 2020 году на уровне 5,8%
15:06В Москве с начала года уже построено 28 км тоннелей метро
13:58Банки в январе-августе выставили 1 млн просроченных долгов на продажу на сумму 137 млрд. руб.
12:45Рост розничных продаж в Канаде в июле замедлился до 0,6%, слабее прогноза