Принципиальные стратегии для европейских банков: 12 вариантов.

11. Приобретения за рубежом: покупка до создания собственной сети

Европейские банки, как уже упоминалось, представлены в мире уже достаточно широко для глобального бизнеса. Исключения составляют сделки с недвижимостью, розничный банковский бизнес для частных клиентов и работа с мелкими и средними предприятиями. Эти три области деятельности едва ли смогут развиваться, базируясь на уже имеющихся географических инфраструктурах.

Возникает обоснованный вопрос, сможет ли «иностранец» с иным менталитетом успешно заниматься узколокальными вопросами розничного банковского бизнеса и мелких и средних предприятий. Такие виды деятельности, как мне кажется, можно организовать только посредством приобретений в сочетании с умелым переносом ноу-хау со своего внутреннего рынка. Исключение могут составлять розничные сделки с фондами, основанные на использовании ИТ, которые для ограниченного сегмента может организовать и «иностранец», и «сниматель сливок». Создание собственными силами чисто розничного банковского дела «в чужой стране» пока что не удавалось никому. Впрочем, экспансивную всеохватывающую стратегию европейских универсальных банков, если, конечно, таковая вообще окажется интересной, пока что могут взять на вооружение только 1—3 института.

Приобретая иностранные банки, следует особо учитывать следующие 12 важных аспектов и принципов:

  • Внутренняя иностранная экспансия обещает большие хлопоты именно сильным в финансовом отношении банкам с хорошим управлением.
  • Немногие банки обладают сегодня иностранной сетью, рентабельность которой выше среднего уровня.
  • Всегда подтверждается, что приобретения и слияния невозможно четко спланировать. Они то и дело происходят даже неожиданно и случайно, однако должны согласовываться с принципиальным стратегическим планом. При собственных слияниях, прежде всего в розничном банковском бизнесе, следует рассчитывать на потерю примерно 30% клиентуры.
  • Приобретения банков, особенно за границей, требуют в большинстве случаев больше денег, больше времени, больше человеческого капитала, большего объема управления и больше нервов, чем изначально предполагалось. Приобретения за границей или даже слияния создают, как и прежде, массу проблем вследствие культурного и информационного давления, а также многих правовых аспектов. В противоположность промышленным объектам в значительной степени сохраняются структуры управления вследствие предписаний национальных органов банковского контроля. По этой причине также сложно добиться успеха в эффективной интеграции.
  • Приобретения за наличные проще, однако в большинстве случаев дороже для покупателя. Оплата иностранных инвесторов в форме «чужих» бумаг, связанных с риском, пока что не является для Европы повседневным делом, хотя в принципе и заманчива.
  • Любой перенос среднего уровня ноу-хау и кредитоспособности, характерных для внутреннего рынка, в третью страну представляется не слишком многообещающим.
  • На вопросы новых «уникальных предложений о продаже» при каждом приобретении и слиянии следует отвечать реалистично и по возможности с проведением количественной оценки.
  • Банки, ориентированные на национальный рынок, не могут внезапно начать мыслить и действовать с международных позиций. Национальные банки с «национальной» культурой получают дополнительные проблемы в связи с глобализацией и интернационализацией своей деятельности. «Культуру интернационализма» осваивают постепенно.
  • Национальные банки, не обладающие международной деловой культурой, сталкиваются с тяжелыми проблемами их приемлемости для солидных иностранных учреждений, которые могут рассматриваться в качестве покупателей.

Зарубежные учреждения среднего или низкого уровня при передаче в управление обещают дополнительные трудности с управлением, сотрудниками, местными законами, передачей ИТ и ноу-хау, менталитетом, контролем и связям с общественностью.

  • Эффекты системы и масштаба для исконно местной базы в случае приобретений за рубежом трудно численно определить. Тем важнее «самостоятельная чистая прибыль» приобретения или аспект диверсификации риска.
  • Банковские приобретения с сильно политизированными условиями отличаются дополнительной проблематикой: особенности политической обстановки в большинстве случаев имеют приоритет перед финансовой логикой рынка.
  • Заманчивые приобретения за рубежом требуют средств на приобретение солидной деловой репутации, которую следует заслужить и превратить в доход. Отсюда следует приоритет честной оценки в отношении достижимой суммарной чистой прибыли, а также обстоятельной проверки альтернативных вариантов инвестиций в имеющиеся виды деятельности или в дополнительный либо более качественный человеческий капитал.

    Х-У. Дёриг

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,45% и составила 42555,122 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5731 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,5024 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 72,3096 руб.
19:06Fitch поместило рейтинги "Связь-банка" на пересмотр с возможностью повышения
19:02Годовая чистая прибыль "Соллерс" по МСФО упала на 95,4%
18:58Индекс МосБиржи снизился на 0,4%, индекс РТС - на 0,5%
18:49Российские евробонды дорожают благодаря ценовому росту UST и отскоку нефти
18:42Сбербанк в этом году не ожидает значительного изменения доходности корпоративного и ипотечного портфелей
18:34Сбербанк продолжает обсуждать с ЦБР участие в Системе быстрых платежей
18:26Доля жалоб на кредитные организации в РФ увеличилась в 1-м квартале на 4,6%
18:17В прошлом году прирост запасов нефти и конденсата превысил добычу почти на 4%, газа - почти на 7%
18:08Сбербанк пока не планирует менять дивидендную политику
17:59Профицит госбюджета Грузии в 1-м квартале составил 13,4% от доходов