«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.

В отличие от отношений между РФ и ЕС, которые на коммунитарном уровне временно заблокированы польским вето на переговоры о заключении нового соглашения о сотрудничестве, «Северное измерение» в настоящее время находится на подъеме, что связано с действием следующих факторов.

1. «Северное измерение» начиналось как политика ЕС, обращенная на север европейского региона и России. Такой односторонний подход тормозил его реализацию. Теперь принят новый формат: оно отныне рассматривается как равноправное сотрудничество четырех равных сторон: России, ЕС, Норвегии и Исландии. Одновременно с принятием в ЕС 10 стран-новичков, в ЕС укрепилось понимание, что Россия является ключевым участником этого инструмента сотрудничества.

2. Роль «Северного измерения» повышается в связи с тем, что было принято решение рассматривать его как региональное воплощение четырех общих пространств, создаваемых Россией и ЕС. Начиная с 2007 г. главная роль в «Северном измерении» со стороны ЕС отводится новому инструменту, направленному на новых соседей и партнеров ЕС.

3. В 2006 г. было принято два принципиально важных документа по «Северному измерению» — Рамочный документ по «Северному измерению» и Политическая декларация по «Северному измерению». Эти документы закрепляют новые подходы к этому направлению сотрудничества, определяют его развитие на годы вперед, уточняют его принципы и механизмы реализации, в том числе в области финансирования. Главным принципом утверждается принцип паритетного финансирования.

4. Несмотря на многие шероховатости и реальные трудности развития сотрудничества в рамках «Северного измерения», за истекшие годы были достигнуты реальные значимые результаты. А именно:

  • реализовано два Плана действий по «Северному измерению» на
    2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.;
  • создана информационная система по «Северному измерению»;
  • реализуется электронный план действий по «Северному измерению»;
  • развивается сотрудничество в форме Партнерства по двум важным направлениям: по экологии и в области здравоохранения и социального обеспечения. Обсуждается возможность развития третьего направления - по транспорту и логистике.

Идея «Северного измерения» возникла в 1997 г., а реально оно развивается с 1999 г. «Северное измерение» распространяется на широкий европейский регион: от Исландии на западе до Ненецкого АО на востоке, от Шпицбергена на севере до южного побережья Балтийского моря. В регионе проживает около 80 млн человек, в том числе 24 млн — в Скандинавских странах и Финляндии, около 8 млн — в странах Балтии, 15 млн жителей — в российских западных и северо-западных регионах, остальные — в прибалтийских районах Польши и Германии.

Первоначально идея «Северного измерения» была высказана премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом в речи, произнесенной в сентябре
1999 г. в столице Лапландии — Рованиеми. Замысел «Северного измерения» состоял в том, чтобы привлечь финансовые ресурсы и организационные возможности ЕС для развития на паритетных началах североевропейского региона как единого целого, для того чтобы ввести в хозяйственную эксплуатацию его богатейшие природные ресурсы. Пройдя несколько этапов рассмотрения, идея получила одобрение на сессии Европейского союза в Вене в декабре 1998 г., а
31 мая 1999 г. очередное заседание Совета наметило направления и приоритеты политики «Северного измерения». Таким образом финская идея переросла в концепцию ЕС. Позиции стран ЕС по «Северному измерению» были уточнены и согласованы на саммите ЕС в Кёльне 4 июня 1999 г., когда ЕС одобрил Коллективную стратегию по отношению к России. В октябре 1999 г. в Хельсинки президент России В. В. Путин представил лидерам ЕС Стратегию развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 -2010). И в том, и в другом документе «Северное измерение» получило признание. Предложения России по развитию сотрудничества с ЕС содержали утверждение, что Россия поддерживает политику «Северного измерения» и будет сотрудничать с ЕС по освоению нефтегазовых месторождений, созданию энергетических и транспортных объектов и сетей, а также в сфере создания единого европейского энергетического пространства и выработки совместной энергетической политики.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

24 сентября 2018 г.
18:11Нефть уверенно дорожает
18:05Белорусские клиенты "Натали Турс" потеряли около 700 тыс. евро, утверждают в Минске
18:04ДОМ.РФ выкупил по оферте 59% бондов БО-09 на 5,9 млрд рублей
17:56ЦСР тарифные функции стоит передать новой структуре - совету развития газового рынка
17:47Проект моста на Сахалин в плане модернизации инфраструктуры, но источники финансирования не определены - Дитрих
17:38Драги ожидает усиления базовой инфляции в еврозоне на фоне ускорения темпов роста зарплат
17:30Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 66,0504 руб.
17:20ЦСР предлагает создать единого экспортера газа для всех производителей в РФ
17:12RAEX подтвердило рейтинг "Транснефти" - "ruAAA"
17:06"Эксперт РА" подтвердил рейтинг "Транснефти" на уровне "ruAAA"
16:57В августе эмитентами Китая было выпущено облигаций на 4,4 трлн юаней
16:48Субсидии на создание центров послепродажного обслуживания машиностроительной продукции составят 1,5 млрд руб.
16:40ВТБ разместил 48,1% выпуска однодневных бондов серии КС-3-42 на 36 млрд рублей
16:39В этом году ущерб АПК РФ от непогоды превысил 6 млрд руб. - глава Минсельхоза
16:30Пенсии военным и полицейским и членам их семей переведут на карты "Мир" к 1 июля 2020 г.
Охрана (объектов без оружия) одним сотрудником: при дневном режиме) Индивидуальный подход к каждому клиенту позволяет подобрать наиболее приемлемую систему охраны, в том числе, при утверждении, того или иного охранника, на определенный объект, пост, обязательно, учитывая пожелания клиента. Мы готовы предложить гибкую систему цен и индивидуальных услуг. Цены на услуги могут быть пересмотрены в сторону уменьшения в зависимости от объекта заказа и материальной ответственности.