«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
В отличие от отношений между РФ и ЕС, которые на коммунитарном уровне временно заблокированы польским вето на переговоры о заключении нового соглашения о сотрудничестве, «Северное измерение» в настоящее время находится на подъеме, что связано с действием следующих факторов.
1. «Северное измерение» начиналось как политика ЕС, обращенная на север европейского региона и России. Такой односторонний подход тормозил его реализацию. Теперь принят новый формат: оно отныне рассматривается как равноправное сотрудничество четырех равных сторон: России, ЕС, Норвегии и Исландии. Одновременно с принятием в ЕС 10 стран-новичков, в ЕС укрепилось понимание, что Россия является ключевым участником этого инструмента сотрудничества.
2. Роль «Северного измерения» повышается в связи с тем, что было принято решение рассматривать его как региональное воплощение четырех общих пространств, создаваемых Россией и ЕС. Начиная с 2007 г. главная роль в «Северном измерении» со стороны ЕС отводится новому инструменту, направленному на новых соседей и партнеров ЕС.
3. В 2006 г. было принято два принципиально важных документа по «Северному измерению» — Рамочный документ по «Северному измерению» и Политическая декларация по «Северному измерению». Эти документы закрепляют новые подходы к этому направлению сотрудничества, определяют его развитие на годы вперед, уточняют его принципы и механизмы реализации, в том числе в области финансирования. Главным принципом утверждается принцип паритетного финансирования.
4. Несмотря на многие шероховатости и реальные трудности развития сотрудничества в рамках «Северного измерения», за истекшие годы были достигнуты реальные значимые результаты. А именно:
- реализовано два Плана действий по «Северному измерению» на
2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.; - создана информационная система по «Северному измерению»;
- реализуется электронный план действий по «Северному измерению»;
- развивается сотрудничество в форме Партнерства по двум важным направлениям: по экологии и в области здравоохранения и социального обеспечения. Обсуждается возможность развития третьего направления - по транспорту и логистике.
Идея «Северного измерения» возникла в 1997 г., а реально оно развивается с 1999 г. «Северное измерение» распространяется на широкий европейский регион: от Исландии на западе до Ненецкого АО на востоке, от Шпицбергена на севере до южного побережья Балтийского моря. В регионе проживает около 80 млн человек, в том числе 24 млн — в Скандинавских странах и Финляндии, около 8 млн — в странах Балтии, 15 млн жителей — в российских западных и северо-западных регионах, остальные — в прибалтийских районах Польши и Германии.
Первоначально идея «Северного измерения» была высказана премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом в речи, произнесенной в сентябре
1999 г. в столице Лапландии — Рованиеми. Замысел «Северного измерения» состоял в том, чтобы привлечь финансовые ресурсы и организационные возможности ЕС для развития на паритетных началах североевропейского региона как единого целого, для того чтобы ввести в хозяйственную эксплуатацию его богатейшие природные ресурсы. Пройдя несколько этапов рассмотрения, идея получила одобрение на сессии Европейского союза в Вене в декабре 1998 г., а
31 мая 1999 г. очередное заседание Совета наметило направления и приоритеты политики «Северного измерения». Таким образом финская идея переросла в концепцию ЕС. Позиции стран ЕС по «Северному измерению» были уточнены и согласованы на саммите ЕС в Кёльне 4 июня 1999 г., когда ЕС одобрил Коллективную стратегию по отношению к России. В октябре 1999 г. в Хельсинки президент России В. В. Путин представил лидерам ЕС Стратегию развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 -2010). И в том, и в другом документе «Северное измерение» получило признание. Предложения России по развитию сотрудничества с ЕС содержали утверждение, что Россия поддерживает политику «Северного измерения» и будет сотрудничать с ЕС по освоению нефтегазовых месторождений, созданию энергетических и транспортных объектов и сетей, а также в сфере создания единого европейского энергетического пространства и выработки совместной энергетической политики.