«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
Основная часть ассигнований по программе ТАСИС, для Российской Федерации и других стран СНГ и Монголии предназначается для консультирования и технического содействия. На реальные инвестиции в разные годы выделялась незначительная часть средств — сначала 10%, а с 1995 г. — 25%. Однако поскольку изначально Россия в этом отношении сильно отставала от стран Центральной и Восточной Европы, то изменение статуса ее северо-запад-ных регионов в программе ТАСИС принципиально не изменило этого положения.
Что касается направлений кредитной деятельности международных финансовых институтов и банков для реализации «Северного измерения», то в период 1-го Плана действий по «Северному измерению» они отдавали явное предпочтение кредитованию проектов экологической направленности. В 2001 г. был создан новый финансовый инструмент — «Экологическое партнерство в рамках «Северного измерения», который объединил средства пяти мощных инвесторов: Комиссии ЕС, ЕИБ, Северного инвестиционного банка, ЕБРР и НЕФКО. Руководящая группа этого партнерства в сотрудничестве с РФ отобрала 15 природоохранных проектов на общую сумму инвестиций более 2 млрд евро. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях: рассрочка на 20 лет с льготным сроком погашения в 7 лет. Кроме того, в этих же целях было выделено еще 123 млн евро в виде грантов, предоставляемых России через ТАСИС.
Посмотрим теперь, как обстоит дело с частными капиталовложениями, доля которых в реализации «Северного измерения» по замыслу должна со временем возрастать. Россия не менее, чем в два раза отстает от Польши по размерам накопленных прямых иностранных инвестиций, а если пересчитать на душу населения, то отрыв, естественно, увеличивается. Таким образом политические факторы, а именно задача подготовить Польшу и страны Балтии к вступлению в ЕС, на первом этапе реализации «Северного измерения» превалировали над экономическими. Поэтому основной поток финансовых ресурсов в тот период пошел в направлении стран-кандидатов на присоединение к ЕС в регионе Центральной и Восточной Европы и стран Балтии, которые явно выигрывали в конкуренции за капиталовложения по сравнению с североевропейскими проектами. Таким образом проявилась конкуренция между разными европейскими мегарегионами: Североевропейским, Центрально-Европейским и Средиземноморским. Произошел крен в сторону проблем, возникающих в рамках Балтийского региона.
В отличие от финансового механизма организационный механизм реализации «Северного измерения» приобрел определенность гораздо быстрее. В Гётеборге в 2001 г. было принято решение о том, что раз в два года будет созываться конференция на уровне министров или старших должностных лиц для рассмотрения хода реализации «Северного измерения». Европейский совет, начиная с 2002 г., ежегодно рассматривает отчеты Европейской комиссии по «Северному измерению». Ежегодно министры иностранных дел стран ЕС обсуждают вопросы реализации этого направления политики, в том числе проводится обсуждение с участием России. Североевропейский форум с широким составом участников, представляющих деловой мир и гражданское общество, организуется каждые два года.
Практические результаты и перспективы развития «Северного измерения», в конечном итоге, будут определяться тем, в каких масштабах оно способно привести к переориентации финансовых потоков. Этот регион богат природными ресурсами и полезными ископаемыми, но беден финансовыми ресурсами, так как здесь нет крупных финансовых центров международного значения и наблюдается дефицит внутрирегиональных инвесторов. Без привлечения дополнительных инвестиций ввести в хозяйственный оборот те природные, людские и научно-технические ресурсы, которыми регион обладает, не представляется возможным.