«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.

Важной проблемой, которую предстоит решать в ходе реализации «Северного измерения» (наряду с разработкой финансовых механизмов и инструментов), является согласование ее содержания между ЕС и теми его участниками, которые остаются вне ЕС, то есть Россией, Норвегией и Исландией. Фактически эти две проблемы и определяют успех реализации данной программы. На первых порах ЕС проводил более активную политику, молчаливо предполагая, что Россия должна принимать все инициативы и подключаться к их осуществлению, используя свои природные, финансовые и прочие ресурсы. В финансировании тех проектов, которые реализуются на территории Российской Федерации, доля кредитов со стороны ЕС составляет, как правило, меньшую часть, большую часть приходится изыскивать по другим каналам. Таким образом чем активнее Россия участвует в «Северном измерении», тем большее бремя ложится на ее финансовую задолженность перед Западом, естественно, это ограничивает ее активность в «Северном измерении». Кроме этого, препятствует расширению сотрудничества в рамках «Северного измерения» конкуренция между разными географическими направлениями политики ЕС: средиземноморское, восточное и северное, за каждым из которых стоят интересы разных стран и групп стран ЕС. Вплоть до 2004 г. северное направление политики ЕС явно проигрывало в конкуренции другим направлениям его внешней политики. Германия больше всего проявляла интерес к странам Центральной и Восточной Европы, Франция — к Средиземноморью, в то время как «Северное измерение» имеет высокий приоритет, прежде всего, у Финляндии и в некоторой мере у Швеции.

Есть проблема согласования интересов ЕС и России, которые далеко не всегда совпадают, есть трудности в совмещении подходов. Например, для ЕС приоритет N° 1 — это ядерная и энергетическая безопасность, а для России эта проблема уступает по своей значимости экономическим проблемам.

Возникает также конкуренция между отдельными проектами, отбираемыми для «Северного измерения», иногда их нелегко про-ранжировать и расставить приоритеты. Поэтому за истекшее время с 1997 г. МИД России неоднократно критиковал политику ЕС по «Северному измерению», в частности Первый и Второй планы действий. Поэтому в 2005 г. ЕС предложил Российской Федерации разработать политическую декларацию и подписать рамочный документ по политике «Северного измерения» на период после 2007 г., когда истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

Политика ЕС по «Северному измерению» всегда рассматривалась в контексте общей политики ЕС по отношению к России, например, многие проекты «Северного измерения» фактически осуществляются за счет фондов, выделенных на реализацию программы ТАСИС. Эта связь становится еще более тесной в контексте новой стратегии ЕС — «Широкая Европа — политика по отношению к новым соседям» и разработкой на саммите Россия-ЕС в мае 2005 г. дорожных карт, предназначенных для достижения четырех общих пространств, договоренность по которым была достигнута еще в 2003 г.

Дорожные карты, как известно, включают в себя обширный список практических мер, согласованных Российской Федерацией и ЕС для реализации, правда, у них есть такой же недостаток, от которого страдает политика «Северного измерения»: отсутствуют ясные критерии, по которым следует расставлять приоритеты и устанавливать очередность реализации конкретных проектов. Финляндия выдвинула предложение рассматривать политику «Северного измерения» как региональный инструмент реализации четырех общих пространств. Если такой подход возобладает, го «Северное измерение» получит мощный импульс к развитию. «Северное измерение» получило усиленную политическую поддержку со стороны парламентариев России и ЕС, которые 7 апреля 2005 г. провели в Оулу конференцию по «Северному измерению».

Особенность взаимодействия России и стран ЕС на данном этапе состоит в том, что в соответствии с достигнутыми договоренностями «Северное измерение» должно превратиться в совместную инициативу всех стран Европейского Севера (в том числе России, Норвегии и Исландии) и ЕС, хотя до сих пор эта политика являлась инструментом стратегии ЕС, направленной на Север Европы.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

13 ноября 2018 г.
09:15Путин утвердил изменения в законодательство, регулирующее деятельность по возврату просроченной задолженности
09:07Внеочередной саммит ЕС в ноябре по Brexit может не состояться
08:59Доллар дешевеет к евро и фунту
08:56Президент РФ продлил "амнистию" для физлиц за неуплату налогов с прибыли КИК
08:49Страны ОПЕК к 2040 г. увеличат добычу нефти на 6,7 млн б/с, страны не-ОПЕК - на 3,9 млн б/с - МЭА
08:46Большинство рынков акций АТР падают вслед за индексами США
08:41США и Китай не смогли устранить разногласия по торговле
08:34Нефть дешевеет на заявлении Трампа
08:30Сегодня ожидаются погашения по 4 выпускам облигаций на общую сумму 81125,00 млн руб.
08:30Сегодня ожидаются выплаты купонных доходов по 8 выпускам облигаций на общую сумму 870,59 млн руб.
08:30Сегодня ожидаются выплаты купонных доходов по 1 выпуску еврооблигаций на общую сумму $3,53 млн
08:30Сегодня ожидаются погашения по 1 выпуску еврооблигаций на общую сумму $500,00 млн
08:26МЭА ожидает роста мирового спроса на нефть к 2040 г. до 106,3 млн б/с
08:18Закон о лишении АСВ права голоса на собраниях кредиторов лопнувших банков подписан президентом РФ
08:02ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 76,0926 руб.
Квартиры в новостройках Краснодара Это необходимо для предотвращения классических махинаций. Портал новостроек Пикато.ру обладает полной базой недвижимости, среди которых есть недорогие новостройки Краснодара. Мы предоставляем фотоотчеты о ходе строительства по всем объектам, предлагаемыv нами.