«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.

Важной проблемой, которую предстоит решать в ходе реализации «Северного измерения» (наряду с разработкой финансовых механизмов и инструментов), является согласование ее содержания между ЕС и теми его участниками, которые остаются вне ЕС, то есть Россией, Норвегией и Исландией. Фактически эти две проблемы и определяют успех реализации данной программы. На первых порах ЕС проводил более активную политику, молчаливо предполагая, что Россия должна принимать все инициативы и подключаться к их осуществлению, используя свои природные, финансовые и прочие ресурсы. В финансировании тех проектов, которые реализуются на территории Российской Федерации, доля кредитов со стороны ЕС составляет, как правило, меньшую часть, большую часть приходится изыскивать по другим каналам. Таким образом чем активнее Россия участвует в «Северном измерении», тем большее бремя ложится на ее финансовую задолженность перед Западом, естественно, это ограничивает ее активность в «Северном измерении». Кроме этого, препятствует расширению сотрудничества в рамках «Северного измерения» конкуренция между разными географическими направлениями политики ЕС: средиземноморское, восточное и северное, за каждым из которых стоят интересы разных стран и групп стран ЕС. Вплоть до 2004 г. северное направление политики ЕС явно проигрывало в конкуренции другим направлениям его внешней политики. Германия больше всего проявляла интерес к странам Центральной и Восточной Европы, Франция — к Средиземноморью, в то время как «Северное измерение» имеет высокий приоритет, прежде всего, у Финляндии и в некоторой мере у Швеции.

Есть проблема согласования интересов ЕС и России, которые далеко не всегда совпадают, есть трудности в совмещении подходов. Например, для ЕС приоритет N° 1 — это ядерная и энергетическая безопасность, а для России эта проблема уступает по своей значимости экономическим проблемам.

Возникает также конкуренция между отдельными проектами, отбираемыми для «Северного измерения», иногда их нелегко про-ранжировать и расставить приоритеты. Поэтому за истекшее время с 1997 г. МИД России неоднократно критиковал политику ЕС по «Северному измерению», в частности Первый и Второй планы действий. Поэтому в 2005 г. ЕС предложил Российской Федерации разработать политическую декларацию и подписать рамочный документ по политике «Северного измерения» на период после 2007 г., когда истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

Политика ЕС по «Северному измерению» всегда рассматривалась в контексте общей политики ЕС по отношению к России, например, многие проекты «Северного измерения» фактически осуществляются за счет фондов, выделенных на реализацию программы ТАСИС. Эта связь становится еще более тесной в контексте новой стратегии ЕС — «Широкая Европа — политика по отношению к новым соседям» и разработкой на саммите Россия-ЕС в мае 2005 г. дорожных карт, предназначенных для достижения четырех общих пространств, договоренность по которым была достигнута еще в 2003 г.

Дорожные карты, как известно, включают в себя обширный список практических мер, согласованных Российской Федерацией и ЕС для реализации, правда, у них есть такой же недостаток, от которого страдает политика «Северного измерения»: отсутствуют ясные критерии, по которым следует расставлять приоритеты и устанавливать очередность реализации конкретных проектов. Финляндия выдвинула предложение рассматривать политику «Северного измерения» как региональный инструмент реализации четырех общих пространств. Если такой подход возобладает, го «Северное измерение» получит мощный импульс к развитию. «Северное измерение» получило усиленную политическую поддержку со стороны парламентариев России и ЕС, которые 7 апреля 2005 г. провели в Оулу конференцию по «Северному измерению».

Особенность взаимодействия России и стран ЕС на данном этапе состоит в том, что в соответствии с достигнутыми договоренностями «Северное измерение» должно превратиться в совместную инициативу всех стран Европейского Севера (в том числе России, Норвегии и Исландии) и ЕС, хотя до сих пор эта политика являлась инструментом стратегии ЕС, направленной на Север Европы.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

23 июня 2018 г.
18:11Треть стран участников сделки ОПЕК+ могут увеличить добычу нефти с июля
17:20Добыча нефти ОПЕК+ в июле может вырасти на 250-400 тыс. б/с
16:58Запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 270 млрд баррелей - Фалих
16:30BMW и Airbus могут уйти из Великобритании из-за Brexit
14:11Решение увеличить добычу стран ОПЕК+ на 1 млн б/с позволит соблюсти баланс на рынке - Новак
12:35Правительство РФ предлагает обложить налогом нефтесырье - законопроект
11:45ОАК в 2018-2020 годах вложит в военную авиацию 300 млрд руб.
10:36 Wells Fargo: Tiffany выиграет от торговой политики КНР
10:06Испанская Windar получит 51% в СП с "Роснано" и "Северсталью"
09:37Перри пригласил Новака на встречу в Вашингтоне
09:05ЦБ РФ установил курс евро с 23 июня в размере 73,7247 руб.
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 23 июня в размере 63,2396 руб.
22 июня 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 22 июня растет
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 22 июня снизилась на 0,02% и составила 38571,571 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 63,1016 руб.
Квартиры в новостройках Краснодара Это необходимо для предотвращения классических махинаций. Портал новостроек Пикато.ру обладает полной базой недвижимости, среди которых есть недорогие новостройки Краснодара. Мы предоставляем фотоотчеты о ходе строительства по всем объектам, предлагаемыv нами.