Совет государств Балтийского моря — фактор создания нового мегарегиона.
Первая встреча глав правительств СГБМ уточнила стратегию балтийского сотрудничества, а главы внешнеполитических ведомств на встрече в Кальмаре утвердили программу действий в области экономики, экологии и гуманитарного сотрудничества по следующим направлениям: укрепление основ демократии и новых демократических институтов; экономическое сотрудничество и техническая помощь; гуманитарные вопросы и здравоохранение; охрана окружающей среды; энергоснабжение и энергетика; вопросы культуры, научного сотрудничества; образование и обмен информацией, а также туризм; транспорт и коммуникации. Общая стратегия регионального сотрудничества в Балтийском регионе уточняется в конкретных проектах.
Для поддержки рыночной трансформации в бывших социалистических странах в рамках СГБМ была создана постоянная рабочая группа, которая организует обмен опытом в области законодательства, правового регулирования, функционирования системы парламентаризма и местных органов власти. Группа организует различные мероприятия в форме семинаров, симпозиумов, курсов и стажировок, которые ориентированы на обеспечение прав человека, развитие новых демократических институтов, развитие демократически организованного общества. Сотрудничество происходит путем обмена опытом работы демократических институтов в отношении законодательной деятельности, функционирования гражданского общества, государственного управления, доступности информации, развития местного самоуправления и демократии на местах, осуществления конкретных проектов, направленных на укрепление демократических институтов и соблюдение демократических принципов.
В области экономики главным для балтийских стран стало содействие взаимным инвестициям, становление рыночных механизмов, его основных институтов в странах с переходной экономикой, достижение «благоприятного инвестиционного климата», определение конкретных мер по его достижению, устранение препятствий дальнейшему развитию взаимной торговли. Большое внимание уделяется созданию современной транспортной, коммуникационной и информационной инфраструктуры, что является, как известно, необходимой предпосылкой для выхода экономического сотрудничества на интенсивные формы взаимодействия в форме промышленного сотрудничества. В этом же направлении работает Консультативный совет деловых кругов балтийских стран, дополняя работу межправительственных органов взаимодействием на уровне руководства частными компаниями. Был осуществлен, например, Бергенский план действий (2000) по развитию торговли и инвестиций в балтийском регионе, трансграничного сотрудничества.
Эти планы направлены на создание благоприятных условий для малых и средних предприятий, совершенствование пограничных правил и процедур, содействие развитию предпринимательства, борьбу с коррупцией, создание общего инвестиционного пространства, поддержку предпринимательской деятельности в Калининградской области, координацию действий с политикой «Северного измерения». По некоторым направлениям предпринимаются действия на основе принципа ad hoc, а именно по охране интеллектуальной собственности, туризму, экономическим аспектам охраны окружающей среды в Балтийском регионе. На Балтике была создана зона свободной торговли, которая помогла ее участникам подготовиться к вступлению в ЕС, которое последовало в мае 2004 г.
Отличительной чертой экономической кооперации в СГБМ является разработка в 1992—1994 гг. комплексного плана, рассчитанного для реализации в период до 2010 г. (Vision and Strategies around the Baltic Sea 2010 — VASAB-2010). Этот план, одобренный четвертым заседанием министров стран — участниц СГБМ в мае 1995 г., направлен на обеспечение стабильного и интенсивного экономического развития всего Балтийского региона на основе развития его транспортной и энергетической инфраструктуры, достижение экологического баланса. План имеет культурно-исторические, туристические, региональные, образовательные и другие компоненты. Он носит рекомендательный характер и не опирается на конкретные источники или показатели финансирования.