Совет государств Балтийского моря — фактор создания нового мегарегиона.

Сложности развития балтийского сотрудничества обусловлены также разноплановостью тех структурных проблем, которые приходится решать странам, образующим этот регион. На Севере Европы структурная перестройка хозяйства выражается в том, что акцент переносится с традиционных отраслей (металлообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия, АПК и т.д.) на ускоренное развитие промышленности средств связи, информационного комплекса, инновационного бизнеса, то есть наукоемких отраслей.

В странах Балтии была осуществлена рыночная трансформация, что позволило им в 2004 г. войти в единое европейское экономическое пространство ЕС. Либерализация условий для иностранных капиталов привела к тому что капитал из стран Северной Европы ныне фактически контролирует теперь банковский сектор и развитие систем связи в трех Прибалтийских республиках.

Организационный механизм СГБМ также напоминает СБЕР: ежегодно проводятся совещания министров иностранных дел стран — участниц СГБМ. В промежутках между заседаниями работает комитет старших должностных лиц (КСДЛ), которые ведут подготовку к очередной сессии СГБМ. Были учреждены три рабочие группы (по демократическим институтам, по экономическому сотрудничеству и по ядерной безопасности) и две группы экспертов (по гражданской безопасности и по Еврофакультету в Калининграде).

В 1996 г. произошло повышение политического уровня Балтийского совета, который впервые был проведен на уровне глав правительств, с тех пор такие сессии стали регулярными. На настоящий момент состоялось шесть встреч в верхах, последняя, шестая, встреча происходила в Рейкьявике. Главы правительств предприняли ряд важных инициатив по развитию балтийского сотрудничества, одобрив Повестку дня для Балтики на XXI в. (1998), Электронный план действий по «Северному измерению» (2001), они приняли решение о создании целевых групп по борьбе с организованной преступностью (2004), а также по борьбе с контактными заболеваниями (2000). В 1998 г. было принято решение об образовании постоянного секретариата СГБМ, который разместился в Стокгольме. Все принимаемые решения носят рекомендательный характер и финансируются из национальных государственных бюджетов. Функции Председателя СГБМ выполняют представители стран-участниц на ротационной основе, которые меняются через год.

Сравнение Балтийского совета с Баренцевым показывает, что в целом направления сотрудничества совпадают, хотя в системе балтийского сотрудничества более ярко выражен акцент на политических вопросах. Практически балтийское сотрудничество охватывает все направления современных международных межправительственных связей, кроме обороны. Диапазон балтийского сотрудничества, в целом, совпадает с направлениями Баренцева сотрудничества. Однако есть два исключения: надо вывести за скобки вопросы, связанные с поддержкой коренных народов Севера, а также некоторые направления гуманитарного сотрудничества, интенсивно развиваемые в СБЕР с 1998 г. Регулярно проводятся заседания отраслевых министров: по энергетике, защите окружающей среды, образованию, культуре, по труду и занятости, торговле и экономике. Приоритетами являются устранение экономических барьеров на пути торговым обменам и инвестициям, обеспечение безопасности ядерных объектов, содействие развитию приграничного сотрудничества между регионами.

В отличие от СБЕР в рамках СГБМ функционировал специфический институт — так называемый независимый Комиссар по демократическим институтам и гражданским правам, который наблюдал также за соблюдением прав национальных меньшинств. Этот институт был учрежден в 1994 г. по предложению России, и его мандат дважды продлевался. В июне 2000 г. было изменено название на Комиссар СГБМ по демократическому развитию, но в 2003 г. его мандат был прекращен по решению 12-й министерской сессии. Пост Комиссара СГБМ в те годы, когда он функционировал (то есть с 1994 по 2003 г.) помогал привлекать внимание к положению русскоязычного населения в странах Балтии и проблемам обеспечения их прав, так как обладая консультативными, рекомендательными и наблюдательными полномочиями, Комиссар имел право рассматривать индивидуальные жалобы и обращения.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

18 января 2018 г.
00:07Пишут, что у какого-то крупного банка начались проблемы с ликвидностью
17 января 2018 г.
20:00Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 17 января растет
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 17 января выросла на 0,27% и составила 25379,029 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 8,8031 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 56,7246 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 69,3015 руб.
19:00Индекс МосБиржи прибавил 0,9%, индекс РТС - 0,3%
18:52Минсельхоз подготовил 4 законопроекта по совершенствованию оборота сельхозземель
18:40В 1-м чтении принят законопроект об именных сберегательных и депозитных сертификатах
18:29Индонезия вошла в число крупных покупателей зерна из РФ
18:26РЖД выкупили по оферте 0,4% выпуска бондов 17-й серии на 68,4 млн руб.
18:18Курс биткойна опустился ниже $10000
18:12ВЭБ завершил размещение бондов ПБО-001Р-К003 и ПБО-001Р-К004 на 30 млрд рублей
18:09Goldman Sachs впервые за 6 лет получил убыток за квартал
17:58"ФосАгро" размещает евробонды на $500 млн под 3,95% при спросе свыше $2,4 млрд - источник
Медицинский перевод Бюро переводов «Восстания 6» предоставляет полный спектр услуг по различным видам переводов: письменный, устный, срочный и нотариальный, а также оказывает услуги по апостилированию. Помимо этого прямо на нашем сайте вы можете заказать услугу по переводу документов и текстов через интернет. После того, как вы сделаете заявку, с вами в течение 15 минут свяжется специалист нашего центра, с ним вы обсудите все интересующие вас вопросы, порядок и условия реализации услуги.