Совет государств Балтийского моря — фактор создания нового мегарегиона.

Новую, более важную, чем прежде, роль современного транспорта в современной экономике демонстрирует введение в 2000 г. моста между Данией и Швецией, что создало основу для образования нового европейского трансграничного субрегиона вокруг пролива Эресунн. Помимо моста был сооружен подземный туннель, связывающий Копенгаген со шведским городом Мальме. Аналогичный, только еще более грандиозный, проект планируется осуществить между Данией и Германией, через пролив Фемарн, что позволит закольцевать сухопутные транспортные пути вокруг Балтийского моря.

По аналогии со СБЕР в рамках СГБМ предприняты меры по подкреплению межправительственного диалога на уровне министров регулярным механизмом взаимодействия на уровне местных органов власти. Ежегодно проводятся конференции глав губерний и областей стран — участниц СГБМ, создан постоянный секретариат. Со стороны России в этом сотрудничестве участвуют руководители Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также Санкт-Петербурга.

Новым явлением в хозяйственной жизни Балтийского региона явилось образование трансграничных субрегионов. Такие субрегионы возникли между Финляндией и Эстонией; между восточными провинциями Финляндии и Республикой Карелия; между районом Большого Копенгагена и Мальмё с пригородами; между Латвией, Литвой и Швецией создан регион «Сауле» («Солнце»); а местные власти Польши, Литвы и Белоруссии сотрудничают в рамках еврорегиона «Неман».

Особенностью Балтийского региона является то, что здесь граничат друг с другом в основном относительно небольшие по экономическому потенциалу страны (за исключением Германии и России). Это обуславливает все возрастающее участие их национального продукта в международной торговле, усиливая их зависимость от условий и форм регулирования международных экономических отношений. Здесь расположен один из важных центров мировой торговли, транспортный узел мирового значения. Поэтому именно здесь национальные структурные, отраслевые и прочие проблемы (например, транспортные и экологические) легко выходят за государственные границы, приобретая международное значение. Страны этого региона резко отличаются по своим экономическим параметрам, формам и масштабам участия в международном разделении труда, а также уровню материального благосостояния и развитию технологий. Усиление экологической и криминальной угрозы, другие вызовы подталкивают к кооперации в соответствующих областях. Несоответствие между национальными возможностями и интернациональной ответственностью (например, по отношению к окружающей среде), ощутимые различия экономического развития, отсутствие механизма разделения ответственности за загрязнение, экономический кризис в России, резко ограничивший ее финансовые ресурсы, — все это затрудняет переход региона к практической реализации концепции стабильного экономического роста. Однако, поскольку глобальные проблемы проявляются локально, в частности в бассейнах Балтийского и Баренцева морей, то для мирового сообщества очень важен опыт региональных организаций типа СБЕР и СГБМ. Решение экологической проблемы в регионе осложняет тог факт, что на Балтике перекрещиваются транспортные пути мирового значения и число участников загрязнения не исчерпывается странами, окаймляющими Балтийское море.

Швеция и Финляндия стремятся стать своеобразным центром формирующегося ныне Балтийско-Баренцева Евроарктического пространства, реализуя и развивая в условиях новых для Европы политических реалий успешный опыт многолетнего добрососедского сотрудничества с СССР. Этим целям соответствует их активное участие в работе региональных организаций СБЕР и СГБМ. «Северное измерение» играет роль зонтика для всех форм взаимодействия, опираясь на финансовые ресурсы международных финансовых организаций и ЕС. Основные результаты деятельности СГБМ сводятся к тому, что он послужил как бы первой ступенькой для стран Центральной и Восточной Европы в преддверии их присоединения к ЕС. Однако Россия при этом оказалась как бы отодвинутой на второй план более актуальной для большинства участниц СГБМ задачи — подготовиться к вступлению в ЕС.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

20 сентября 2020 г.
17:55Силуанов: Белоруссия погасит долг перед "Газпромом" в $330 млн за счет кредита ЕФСР в $500 млн
16:58Магазины планируют отказаться от пластиковых пакетов
15:42Туристы ждут возвращения денег за аннулированные туры
14:26Суммарное состояние 1000 самых богатых людей Германии составляет 1,1 трлн евро
13:14Банки нашли способ собирать больше информации о клиентах
11:59Средняя стоимость аренды "однушки" в крупнейших городах РФ в сентябре - 17,5 тыс. руб. в месяц, "двушки" - 24-25 тыс.
10:55За последние сутки в России выявлено более 6,1 тыс. новых случаев COVID-19, 79 человек скончались
09:48Премьер-министр Саксонии призывает достроить "Северный поток 2"
09:05ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 сентября в размере 75,0319 руб., курс евро - 88,9578 руб.
19 сентября 2020 г.
17:32В Москве начнут тестировать первый беспилотный трамвай
16:21Треть россиян предпочитают покупать импортные товары
15:56Правительство Туркменистана прогнозирует рост ВВП страны в 2020 году на уровне 5,8%
15:06В Москве с начала года уже построено 28 км тоннелей метро
13:58Банки в январе-августе выставили 1 млн просроченных долгов на продажу на сумму 137 млрд. руб.
12:45Рост розничных продаж в Канаде в июле замедлился до 0,6%, слабее прогноза
Маникюр и Педикюр в Москве Маникюр и Педикюр в Москве - Lady Di. Маникюр и Педикюр в Москве - Lady Di лучший салон красоты. Педикюр маникюр брови и куча дополнительных услуг.