Совет государств Балтийского моря — фактор создания нового мегарегиона.
В области энергетики одним из самых крупных мероприятий является проект создания Балтийского энергетического кольца, которое призвано объединить электрические сети всего региона (за исходную основу берется скандинавская объединенная сеть «Нордель», функционирующая с 1963 г.), что позволит уменьшить эксплуатационные расходы и рационализировать использование энергии. Сотрудничество приняло более конкретный характер, когда в Хельсинки в 1999 г. министры по энергетике стран — участниц СГБМ приняли решение перейти к организации энергетического сотрудничества в Балтийском регионе (BALTREL). В качестве целей сотрудничества были установлены следующие: поддержать развитие энергетического рынка на экономически эффективной, но экологически дружественной основе; изучить влияние энергетики на изменение климата; создать единый для Балтики рынок электрической энергии; содействовать повышению эффективности использования энергии, а также увеличению использования природного газа и биоэнергии.
Энергетическое сотрудничество между странами — участницами СГБМ включено и в Первый, и во Второй план действий по «Северному измерению». В рамках балтийского сотрудничества была выдвинута идея сооружения нового магистрального газопровода из России через Белоруссию и страны Балтии в Западную Европу, минуя Украину. Этот проект направлен на усиление энергетической безопасности стран ЕС.
Премьер-министры стран Северной Европы выдвинули предложение о создании объединенной Балтийской системы снабжения энергией и топливом, которая получила поддержку в рамках СГБМ. Энергетический рынок североевропейских стран слишком мал, чтобы они могли решать вопросы стабилизации энергоснабжения с Россией в формате «3+1», и поэтому для решения этого вопроса его необходимо перевести в более широкие рамки балтийского или даже европейского масштаба. Ведется работа по формированию регионального энергетического рынка, созданию Балтийского энергетического кольца, интегрированию газовых и электрических сетей в рамках региона. Идя навстречу требованиям повышения радиоактивной безопасности со стороны западных стран, Литва взяла на себя обязательство закрыть в два этапа Ингалинскую АЭС, которая давала более половины всего производства электроэнергии в стране.
Распад Советского Союза коренным образом изменил ситуацию с торговлей энергоносителями. Неблагоприятные условия транспортировки жидкого топлива в Западную Европу через территорию Украины и Прибалтийские республики вынудили российские власти принять решение о сооружении Балтийской трубопроводной системы (БТС), которая устраняет монополию на транзит топлива из России в Европу Нефтеналивной порт в Приморске, введенный в эксплуатацию в декабре 2001 г., вместе с портом в Усть-Лyгe и бухте Батарейная образует новую транспортную инфраструктуру на Балтике. В настоящее время для перевозок в Балтийском море все еще используются нефтяные танкеры с одной стенкой корпуса, которые не пригодны для плавания в условиях ледовой опасности, поэтому ставится задача постепенно заменить все суда, передвигающиеся в Финском заливе, на суда, отвечающие строгим экологическим требованиям безопасности.
Премьер-министры стран СГБМ поддержали идею создания на Балтике новой системы транспорта и коммуникаций. Упомянутая выше программа VASAB-2010 включает вопросы транспорта. Для организации практической работы в 2001 г. в Гданьске была создана рабочая группа по транспорту. Целями транспортного сотрудничества были установлены: устойчивое развитие транспорта; создание транспортных коридоров, развитие морского транспорта, особенно на короткие расстояния; применение новых технологий на транспорте; развитие мультимодальной транспортировки грузов. Частью панъевропейской транспортной системы, которая предусматривает создание региональных коридоров, связывающих отдельные европейские регионы единой транспортной системой, является сеть автодорожных магистралей, в частности, Балтийский регион пересечет «Виа Балтика», связывающая Хельсинки с Таллином, Ригой, Каунасом и Варшавой, а также несколько других важных транспортных артерий. В перспективе транспортные инфраструктуры всех стран региона будут объединены в единую сеть с современной системой пограничного и таможенного контроля, а также оказания коммутационных и прочих услуг. Эта транспортная система важна не только для хозяйственного общения между странами региона, но также и для контактов в области культуры, научных и туристических обменов.