Биржевые новости

26 августа 2020 г.  10:26

РСПП предлагает минимум до лета 2021 г. отсрочить взимание сбора на обновление портов

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает отсрочить взимание инвестиционного портового сбора (ИПС) минимум до лета 2021 года, пишет "Коммерсант" со ссылкой на протокол совещания от 19 августа, которое провел глава РСПП Александр Шохин (в нем приняли участие стивидоры и грузоотправители-экспортеры).

Речь идет о целевом сборе на строительство и обновление федеральной инфраструктуры морских портов. Правила его взимания правительство РФ утвердило в 2019 г. В первую очередь ИПС решено брать с грузовых судов, находящихся в заграничном плавании - однократно за заход или выход из порта. Размер сбора для каждого порта установит Федеральная антимонопольная служба РФ.

На первом этапе его будут взимать в 13 портах, таких как Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Высоцк, Де-Кастри, Мурманск, Находка, Новороссийск, Пригородное, Приморск, Туапсе и Усть-Луга. Приказ министерства транспорта РФ с перечнем морских гаваней Минюст зарегистрировал 20 августа.

Объединение, пишет газета, ссылается на сложную экономическую ситуацию и высокий уровень неопределенности экспортных поставок товаров, а также риски снижения конкурентоспособности портов РФ из-за введения инвестиционного сбора. В частности, комитет РСПП по налоговой политике указывает, что ИПС - это неналоговый платеж и его введение противоречит принципам, высказанным президентом РФ.

Кроме того, по мнению участников союза, сбор имеет дискриминационный характер, так как вводится лишь в 13 портах, а механизм его исчисления и распределения - заведомо неконкурентный. РСПП предлагает провести дополнительное обсуждение темы в течение года, а пока сбор не вводить. Дополнительные сборы приведут к увеличению ставок фрахта, что негативно повлияет на конкурентоспособность российского экспорта, отмечают собеседники издания.

Представитель Минтранса сообщил "Коммерсанту", что предполагается начать взимать сбор в 2021 г., это позволит собрать около 5 млрд руб. Собеседник газеты подчеркнул, что ИПС будет распространяться только на суда заграничного плавания, то есть его будут платить судовладельцы, получающие валютную выручку.

Нагрузка на таких судовладельцев значительно снизилась с 2014 г. из-за существенного снижения курса рубля при сохранении неизменных ставок портовых сборов, отмечают в министерстве. Во ФГУП "Росморпорт" оценивали, что после введения сбора стоимость судозахода, включая затраты на перевалку, увеличится на 2-4% в зависимости от порта.

Замглавы ФАС Александр Редько сообщил "Коммерсанту", что регулятор согласовал предложенный Минтрансом перечень портов, в которых будет взиматься ИПС. Размер сбора будет определяться антимонопольной службой и устанавливаться по каждому порту с учетом размеров действующих сборов.

"Полагаем важным обеспечить направление вырученных от ИПС средств на создание и расширение инфраструктуры морских портов в целях развития конкуренции", - сказал чиновник. Один из собеседников газеты слышал, что обсуждался размер сбора 12 руб. за регистровую тонну валовой вместимости судна.

Источники издания, близкие к Российской палате судоходства, отмечают, что в рамках апрельского заседания рабочей группы по "регуляторной гильотине" в сфере водного транспорта было решено исключить инвестиционный сбор как "необоснованный" и "обременительный". В таком случае Минюст вообще не должен был регистрировать приказ, считают они.

Собеседник "Коммерсанта" в крупной промышленной компании, поддерживая позицию РСПП, признал, что "введение сбора в дальнейшем необходимо, портовую систему надо развивать". Другой источник газеты подчеркнул, что если вводить сбор, то для всех: любые изъятия сужают базу плательщиков и необоснованно увеличивают расходы одних грузоотправителей по сравнению с другими.

По его мнению, сбор должен направляться на проекты модернизации общепортовой инфраструктуры, пользователями которой являются все компании в порту, а не отдельные стивидоры, как предполагается сейчас.


Статьи, публикации, интервью...