Биржевые новости

16 октября 2020 г.  17:52

Покрытие дефицита бюджета РФ в 2021-2023 гг. за счет госзаймов нуждается в дополнительной оценке со стороны ЦБ - комитет Госдумы

В 2021-2023 гг. покрытие дефицита федерального бюджета РФ за счет заимствований нуждается в дополнительном обосновании с учетом мнения Центрального банка, так как данное решение окажет влияние на состояние финансового рынка и доступность кредитных ресурсов, считают в комитете по финансовому рынку Госдумы.

Согласно документу, основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в РФ в 2021-2023 гг. будут государственные заимствования: 2021 г. - 2,938 трлн руб. (рост в 1,7 раза к ранее заложенному уровню), в 2022 г. - 2,099 трлн руб. (рост на 12,4%) и в 2023 г. - 2,388 трлн руб. "При этом за период с 2021 по 2023 гг. расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга РФ составят порядка 4,2 трлн рублей", - подчеркивают в комитете.

"Нельзя не учесть достаточно противоречивую стратегию, предусмотренную законопроектом в части, с одной стороны, наращивания долговых обязательств, но, в то же самое время, сохранения имеющихся активов в форме ФНБ и федерального имущества", - говорится в заключении.

Согласно законопроекту, на покрытие дефицита бюджета из ФНБ в 2021 г. будет направлено 95 млрд руб., в 2022 г. и 2023 гг. - 3,8 млрд руб. ежегодно. От приватизации на покрытие дефицита бюджета будет направлено по 3,6 млрд руб. ежегодно в 2021 и 2022 гг. и 3,3 млрд руб. в 2023 г.

"Важно учесть, что ожидаемое превышение расходов федерального бюджета над его доходами прогнозируется при достаточно высоком уровне ресурсов Фонда национального благосостояния", - отмечают в комитете. Объем ФНБ в 2021 г. прогнозируется на уровне 12 трлн 447 млрд руб.; в 2022 г. - 12 трлн 487 млрд руб.; в 2023 г. - 12 трлн 638 млрд руб.

"Исходя из оценки сведений об изменении уровня государственного долга РФ на период до 2023 года следует указать, что только за 4-летний период уровень долговых обязательств возрастет почти на 15 трлн рублей. Если в 2019 г. государственный долг РФ составлял только 67% от доходов федерального бюджета, то в 2023 г., как то следует из законопроекта, объем долга уже будет в 1,28 раза превышать доходы", - напоминают в комитете.

Как говорится в заключении, такая стратегия финансового обеспечения расходных обязательств РФ нуждается в дополнительных оценках, обосновании и рассмотрении, с учетом взвешенной позиции Банка России.

"Комитет считает тем более важным учесть мнение Банка России по данному вопросу, в том числе в рамках работы над проектом Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 г. и период 2022 и 2023 гг., если принять во внимание, что значительная часть данных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению для финансового обеспечения расходов федерального бюджета, не может не оказать влияние на состояние финансового рынка и доступность кредитных ресурсов для экономических субъектов", - говорится в заключении.

Комитет подчеркивает также, что в условиях потенциального ужесточения санкций, приводящих к снижению привлекательности государственных долговых обязательств, вопрос об эффективном привлечении заемных средств является ключевым элементом налогово-бюджетной, долговой и таможенно-тарифной политик.

ЦБ особых рисков в наращивании заимствований Минфином не отмечал. Регулятор подчеркивал, что через какое-то время эти средства возвращаются в банковский сектор в форме расходов бюджета. "Безусловно, есть некоторое несовпадение этих графиков. Традиционно государственные инвестиционные расходы в большей степени оплачиваются в последние недели года, и какие-то колебания краткосрочные в структурном профиците ликвидности в связи с этим могут происходить в ближайшие два-три месяца. Но какого-то устойчивого и долгосрочного последствия для структурного баланса ликвидности в банковском секторе от этих операций точно не будет, ровно потому, что эти деньги возвращаются в экономику", - сообщил зампред ЦБ Алексей Заботкин на этой неделе в интервью "Интерфаксу".


Статьи, публикации, интервью...