Биржевые новости

25 января 2022 г.  17:07

ФАС не поддерживает введение минимальной розничной цены на пиво

Федеральная антимонопольная служба России выступила против введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. "На данном этапе и в ближайшем будущем мы не видим необходимости введения минимальной розничной цены, если говорить более предметно, мы против этого", - сказал заместитель руководителя ведомства службы Андрей Кашеваров на совещании в Совете Федерации.

"Введение минимальной розничной цены на пивоваренную продукцию приведет к повышению цен, и это точно противоречит всем усилиям государства по их сдерживанию в различных сегментах. На данный момент вряд ли эта мера является самой удачной в регулировании рынков", - заявил замглавы ведомства.

Он также выразил сомнение, что бенефициарами введения МРЦ на пиво станут малые и средние производители, поскольку оно может привести к переключению спроса на крепкий алкоголь. "Нет четкой уверенности в том, что введение минимальной розничной цены - и, по сути дела, наверное, ее повышение, в противном случае вводить ее бессмысленно - не приведет к перераспределению спроса в адрес крепкого алкоголя. В данном случае убежденности, что этого не произойдет, точно нет. Таким образом, при снижении покупательской способности потребителей и таком перераспределении вряд ли мы достигнем ожидаемого эффекта", - сказал Кашеваров.

Кроме того, количество участников пивоваренного рынка в последние годы растет, это означает, что барьеры для входа на рынок минимальны, "работать на этом рынке, в этих условиях возможно", сказал он. Эффективной мерой для обеления рынка могло бы стать введение реестра предприятий пивоваренной продукции, поскольку оно "сразу определит прозрачность каналов продаж" и позволит изымать из розничного оборота пиво, произведенное предприятиями, не находящимися в реестре. "Это вполне может быть действенной альтернативной мерой введению МРЦ", - добавил Кашеваров.

В настоящее время в России минимальные цены установлены на водку, коньяк и игристые вина (шампанское).

В 2019 году Минфин разработал проект постановления правительства, который предусматривает, что министерство получит возможность устанавливать минимальные розничные цены на весь алкоголь, включая пиво и вино. Однако этот вопрос не является предметом регулирования на национальном уровне - необходимо согласование в ЕЭК.

"Мы считаем, что в настоящее время, до внесения изменений в договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который не позволяет устанавливать минимальные цены на алкогольную продукцию (крепостью) ниже 28%, рассматривать вопрос о целесообразности или нецелесообразности на сегодняшний день введения минимальных цен на пивоваренную продукцию преждевременно, поскольку внесение изменений в договор займет определенное время, за это время ситуация может измениться", - сказала в ходе совещания в Совете Федерации заместитель начальника отдела департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина Елена Малинкина.

Присутствовавшая на совещании замдиректора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Чеснокова отметила, что установление МРЦ на какие-либо товары на постоянной основе противоречит договору о ЕАЭС. Она напомнила, что в договоре есть глава, посвященная ценовому регулированию, "которая предусматривает введение в исключительных случаях с экономическим обоснованием и только на 90 календарных дней в течение одного года". Установление МРЦ потребует внесения изменений в договор о ЕАЭС в виде изъятия. "Внесение изменений в договор занимает, как правило, полтора-два года, опять-таки скажу, если согласны все государства-члены", - отметила она.

С просьбой рассмотреть вопрос о введении МРЦ на пиво к главе Минфина Антону Силуанову обращался Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции (Союз пивоваров) в начале 2020 года. Рынок перенасыщен так называемым "акционным" пивом по критически низким демпинговым ценам, не соответствующим производственным затратам и выплатам налогов, жаловался союз. В результате небольшие производители вынуждены снижать цену на свою продукцию до уровня себестоимости.

Вопрос о минимальных розничных ценах на пиво стал одним из пунктов разногласий крупных транснациональных пивоваренных компаний (AB InBev Efes, "Балтики" и Heineken) с членами Союза пивоваров. В итоге "большая тройка" вышла из союза и в апреле 2020 года создала новую ассоциацию - Ассоциацию производителей пива (АПП). АПП выступает против введения МРЦ.


Статьи, публикации, интервью...