Биржевые новости

28 февраля 2022 г.  13:03

Объем госконтрактов в сфере строительства в 2021 году вырос на 17%

Объем госконтрактов в сфере строительства в 2021 году вырос на 17%, до 2 трлн рублей с 1,8 трлн рублей в 2020 году, заявил руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский в рамках форума по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract!.

"В рамках закупок по 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") рост объемов был незначительный, но постоянный: с 1,6 трлн в 2019 до 1,8 трлн в 2020 и до 2 трлн в 2021, - сказал Сухадольский, представляя результаты соответствующего исследования "Интерфакс-Маркер". - При этом ежегодное число контрактов сохранялось на одном уровне - порядка 200 тысяч в год".

Впрочем, из данных "Интерфакс-Маркер" следует, что число закупок в сфере строительства постепенно снижается. Если в 2019 году госзаказчики провели почти 232 тыс. таких закупок, то в 2020 году 189 тыс., а в прошлом году - 182 тыс. закупок.

В то же время средняя цена одной закупки в сфере строительства в этот период росла на 20% в год - до 11 млрд в прошлом году против 7,6 млрд рублей в 2019 году.

При этом Сухадольский отметил, что, несмотря на достаточно высокий уровень конкуренции в строительных закупках (3,73 заявки на одну закупку, 2,67 участника в одной закупке), доля госконтрактов с, фактически единственным поставщиком в прошлом году выросла до 70% с 64% годом ранее.

Сухадольский подчеркнул, что если доля прямых контрактов с едпоставщиками в 2021 году сократилась до 5,4% с 21,3% в 2020 году (12,4% в 2019 году), доля контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов, выросла до 65% с 43% годом ранее (52,8% в 2019 году).

Стоит отметить, что Минфин не считает высокую долю несостоявшихся закупок значимой проблемой, поскольку несостоявшиеся закупочные процедуры - не незаключенные контракты.

"То есть, результат есть, и заказчики получают то, что им необходимо, - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. - А 30% контрактов с единственными поставщиками, заключенные по результатам несостоявшихся закупок (данные Аналитического центра при правительстве РФ по рынку госзакупок в целом - ИФ), это контракты с квази-едпоставщиками, сложившиеся, по факту, в конкурентной среде".

Относительная экономия в строительных госзакупках составила по результатам прошлого года 17,2%, что несколько меньше аналогичного показателя 2020 году - 20,6% (17% в 2019 году).

"Надо помнить, что размер "экономии" сильно зависит от точности прогноза рынка, - отметил Сухадольский. - И вполне возможно, что не сильно высокая экономия означает именно высокое качество проработки на стадии планирования".

Из данных "Интерфакс-Маркер" следует также, что за последние три года в сфере строительства сократилась доля расторгнутых госконтрактов, до 7,9% в 2021 году (28 тыс. контрактов на 162 тыс. млрд рублей) с 20,8% в 2019 году (36 тыс. контрактов на 335 млрд рублей). При этом подчеркивается, что расторжение все ближе приближается к "началу" исполнения контракта. Так, если в 2019 году в среднем выполненные обязательства поставщиков по расторгнутым контрактам достигали 65% (объем фактических платежей по таким контрактам достигал 218,5 млрд рублей), то в 2021 году этот показатель составил 48% (77,8 млрд рублей).

В свою очередь операционный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" Евгений Карасев отметил, что в сегменте строительно-монтажных работ (СМР) ситуация 2020-2021 годов (пандемия новой коронавирусной инфекции) не привела к значимым изменениям ни в части числа таких закупок (230 тыс. в 2021 году, 214 тыс. в 2020 году, 261 тыс. в 2019 году), ни в части их объема (соответственно, 4,8 трлн рублей, 4,4 трлн рублей, 4,7 трлн рублей).


Статьи, публикации, интервью...