Биржевые новости

17 марта 2022 г.  11:42

Снижение российской экономики может продлиться три года - ЦМАКП

Снижение российской экономики может продлиться три года - вплоть до 2024 года, пишут экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в опубликованном на сайте прогнозе. Доклад называется "О некоторых параметрах среднесрочного прогноза: адаптация к условиям санкций" (руководителем направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов в ЦМАКП является Дмитрий Белоусов).

Согласно оценке ЦМАКП, в 2022 году падение ВВП РФ может составить 6,3-6,6%, в 2023 году - 2-2,3%, в 2024 году - 0,3-0,5%.

"В 2022 году спад (6,3-6,6%) будет определяться, в первую очередь, шоком спроса (так, падение инвестиций может достичь 25-30%, товарооборота 7,0-7,5%, услуг - 8,5-9,0%), связанным как с полной потерей понимания бизнесом перспектив развития, так и с ограничениями по финансированию в условиях политики "дорогих денег", - отмечают в ЦМАКП.

"На более поздних стадиях спад может быть связан с тем, что из-за отсутствия импорта критически важных компонентов для производства российская экономика не сможет обеспечить рост в соответствии с расширяющимся спросом. Соответственно, инвестиции начнут, как ожидается, восстанавливаться по мере адаптации крупного бизнеса и государства к новой ситуации (уже в 2023 году их прирост может составить 2,0-2,5%, а в 2024 году - 2,5-2,8%). Потребление населения начнет "оживать" с 2024 года (чуть быстрее - в секторе услуг; продажи товаров будет дополнительно сдерживать сжатие потребительского кредитования). Однако на этом фоне экономический спад может продлиться вплоть до 2024 года", - ожидают экономисты ЦМАКП.

"Такая ситуация может быть связана с реализацией риска возникновения дефицита поступающей по импорту критически важной промежуточной продукции для обрабатывающей промышленности. По оценке, этот дефицит может привести к "недобору" потенциала спроса в соответствующих отраслях на 4,5-5 п.п. Так, если бы не действие данного фактора, восстановительный рост в российской экономике мог бы состояться уже в 2023 году (порядка 2,8-3,0%). С учётом же действия данного фактора пространство спроса, которое не сможет заполнить российское производство, заполнится импортом готовой потребительской и инвестиционной продукции из стран, не поддерживающих санкции (главным образом, из АТР и ЕАЭС). Соответственно, если проблема критически значимых "узких мест" в производственных цепочках не будет решена, в 2023 году спад может составить 2,0-2,3%, в 2024 году - 0,3-0,5%", - поясняют свой прогноз авторы доклада.

В ЦМАКП при этом отмечают, что "глубина и системный характер развертывающегося шока (который на данный момент находится лишь на стадии нарастания - и о структуре экономики "по ту сторону" зоны бифуркации говорить нельзя в принципе) придает прогнозу специфический характер". "Его основная цель в сложившихся условиях - скорее уловить взаимосвязь формирующихся тенденций (соответственно, намечающихся рисков), а не угадать конкретные количественные параметры, которые сейчас, скорее, обозначают лишь контуры возможного развития", - характеризуют аналитики свой прогноз.

Прогнозы ЦМАКП по динамике ВВП в 2023-2024 годах хуже консенсус-прогноза экономистов, опрошенных ЦБ в начале марта (опрос проводился с 1 по 9 марта, результаты были опубликованы 10 марта) - аналитики ожидали снижения ВВП РФ на 8,0% в 2022 году, но рост на 1,0% в 2023 году и на 1,5% в 2024 году.

Инфляция, по прогнозу ЦМАКП, в 2022 году составил 20-23%, в 2023 году замедлится до 8%, в 2024 году до чуть ниже 6%.

Реальные располагаемые доход населения, по прогнозу ЦМАКМ, в 2022 году могут упасть на 7%, в 2023 году еще снизиться на 1,5%, а рост ожидается только в 2024 году - в районе 1,5%.

Среднегодовой уровень безработицы в РФ в 2022 году, согласно ожиданиям ЦМАКП, подскочит с 4,8% в 2021 году до 7-7,3% в 2022 году (по сути это означает рост в оставшиеся месяцы примерно до 8%, так как в I квартале безработица все еще была низкой - на уровне 4,5%), 7,8-8,2% в 2023 году, 7,7-8,0% в 2024 году.

ЦМАКП приводит свои оценки о возможном сокращении экспорта и импорта в ближайшей перспективе на фоне введенных ограничений.

"Применительно к отдельным экспортным рынкам можно ожидать следующих дополнительных (относительно "нормальных", без санкций) трендов - наибольшие потери понесет экспорт машин и оборудования: сокращение на 50-80% на рынках стран-инициаторов санкций, на 15-20% - на рынках прочих стран (вне ЕАЭС), на 10% - на рынках стран ЕАЭС, на рынках топлива потери объемов окажутся существенно ниже. По углю, с учетом энергоперехода: падение на 30-40% на рынках стран-инициаторов санкций, 10-15% - на прочих рынках (вне ЕАЭС), по нефти и нефтепродуктам: сокращение на 20% на рынках стран-инициаторов, 5-10% - на рынках прочих стран (вне ЕАЭС); по газу потери составят 5-10% на рынках стран-инициаторов санкций. Аналогичные эффекты в разной степени ожидаются на рынках черных и цветных металлов, а также удобрений, а в гораздо меньшей степени (единицы процентов потерь объемов рынка) - на рынках редких металлов и зерна. Можно ожидать схлопывания экспорта услуг (спад на 60-70% на рынках стран - инициаторов санкций, на 15% на рынках других стран вне ЕАЭС)", - ожидают в ЦМАКП.

"Что касается импорта, то здесь в наибольшей степени ожидается сжатие ввоза инвестиционных товаров (на 70-80% по отношению к тренду из стран-инициаторов санкций, на 10-15% из других стран, кроме ЕАЭС), что потянет за собой соответствующее сжатие ввоза сырья, материалов и комплектующих (на 50% от тренда из стран-инициаторов санкций). На рынках потребительских товаров можно ожидать частичного замещения товаров из стран-инициаторов санкций (минус 25% от тренда) товарами других стран (главным образом, АТР, плюс 10% к тренду, в 2023-2024 гг.). Импорт услуг буквально "обваливается" (минус 70-80% от тренда из стран-инициаторов санкций, минус 25% из других стран вне ЕАЭС)", - описываются ожидания по импорту.

В докладе отмечается, что структура внешнеторгового шока, где шок на импорт окажется сильнее, чем на экспорт (тем более с учетом цен на сырье), означает, что сальдо торгового баланса в перспективе будет положительным, особенно в первые три года (2022 г.: $290-300 млрд, 2023 г.: $190-200 млрд, 2024 г.: $120-140 млрд).

ЦМАКП в качестве основных действий перечисляет четыре ключевые позиции антикризисной политики.

"Во-первых, монетарные меры антиинфляционной политики целесообразно максимально дополнить немонетарными (что позволит максимально быстро перейти к смягчению процентной политики). Речь, прежде всего, может идти о предотвращении переноса инфляции с мировых рынков продовольствия, энергоносителей и сырья. Соответственно, важным фактором может стать разрыв цепочек удорожания экспортируемых товаров по принципу NetBack. Инструментом этого может выступать введение плавающих (привязанных к ценам мирового рынка и курсу) экспортных пошлин", - говорится в докладе.

"Во-вторых, устойчивость функционирования экономики определяется в новых условиях поддержанием (восстановлением) нормального оборота оборотных средств. Это предполагает развертывание программ льготного кредитования компаний реального сектора в интересах поддержания кооперационных цепочек и занятости", - отмечают экономисты ЦМАКП.

"В-третьих, возможность восстановления роста предполагает решение проблемы критического производственного импорта (электронные компоненты для автопромышленности, компоненты красителей и т.д.). Необходимо на отраслевом уровне выявить такие, наиболее критически значимые, компоненты и в максимальной степени обеспечить их первоочередное наполнение за счёт целевого импорта (в том числе в рамках прямого, защищенного от внешнего контроля, обмена по типу "компоненты за сырье") или, приоритетно - организации внутреннего производства", - говорится в прогнозе.

"В-четвертых, ключевым социальным риском является риск скачка безработицы работников массовых профессий. Отсюда, необходимы как программы стимулирования сохранения занятости на предприятиях (по образцу успешно реализованных в период пандемии Ковид-19), так и дополнительные действия, направленные на максимальное стимулирование самозанятости и снижение нагрузки на малый бизнес в сферах, где возможно расширение спроса на труд (торговля, сервис и т.д.)", - подчеркивают в ЦМАКП.


Статьи, публикации, интервью...