Биржевые новости

14 февраля 2023 г.  09:29

Экономия бюджета на выплатах нефтяникам из-за коррекции топливного демпфера может составить в 2023 году 100-300 млрд руб. - эксперты

Топливный рынок обсуждает инициативу правительства, которое в очередной раз вносит изменения в расчет демпфера - и по бензину, и по дизтопливу - начиная с апреля 2023 года. Эксперты отмечают, что относительно нефтепродуктов выбрана довольно мягкая форма изменения налогового законодательства, тогда как в сложившихся условиях можно было ожидать и более жестких мер.

Как сообщалось, с сентября 2022 года цена экспортной альтернативы в формуле бензинового демпфера рассчитывается с учетом понижательного коэффициента, равного величине дисконта в цене Urals относительно Brent. Затем дисконт был ограничен в $20 за баррель с января 2023 года до конца 2025 года.

Правительство предлагает с января по март 2023 года ограничить дисконт в экспортной цене бензина величиной в $20 за баррель, с апреля 2023 по декабрь 2025 года - в $25 за баррель. Кроме того, предполагается ввести дисконт и в расчете цены экспортной альтернативы по дизельному топливу, но только на 2023 год. При этом с апреля по декабрь дисконт на ДТ будет ограничен в $10 за баррель.

Оценки экономии бюджета РФ в 2023 году от корректировки топливного демпфера получили довольно широкий диапазон: от 100 млрд рублей до 300 млрд рублей. Между тем, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в 2022 году составили рекордные 2,16 трлн рублей (в 2021 году - 674,5 млрд рублей).

По данным Минэнерго, в 2022 году в России было произведено порядка 85 млн тонн дизельного топлива и 42,6 млн тонн бензинов.

Оценка выплат

Старший аналитик ИБ "Синара" Кирилл Бахтин подсчитал, что с учетом базовых предпосылок на текущий год (Brent $100/барр., Urals $75/барр., средний курс 67, добыча ЖУВ 10,2 мбс), российский бюджет сэкономит порядка 110 млрд руб. на выплатах нефтяникам по демпферу на бензин и ДТ (1% от налогов на нефтегазовый сектор). "Стоит обратить внимание, что применение дисконта в формуле демпфера сказывается и на НДПИ на нефть, который становится меньше", - добавляет Бахтин. Аналитики SberCIB Investment Research считают, что при прочих равных размер демпфера уменьшится на 150-200 млрд руб., но "фактическое изменение зависит от многих вещей, в том числе от цен на бензин и дизель в Европе".

Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов ООО "Петролеум Трейдинг" (крупнейший частный топливный трейдер РФ) Андрей Дьяченко отмечает, что в конце 2022 года наблюдался рост производства нефтепродуктов: если в январе 2022 года в среднем в неделю производилось 1,627 млн дизельного топлива и 795,7 тыс. тонн бензинов, то в декабре эти цифры составили 1,761 млн тонн и 854,3 тыс. тонн соответственно.

"МЭА оценивает экспорт РФ в декабре в 1,17 млн тонн дизельного топлива и 226,5 тыс. тонн бензинов в неделю. Демпфер выплачивается на топливо, реализуемое на внутреннем рынке. Из приведенных цифр получаем текущую ёмкость внутреннего рынка - 590 тыс. тонн дизельного топлива и 628 тыс. тонн бензинов в неделю. Хотя для дизельного топлива такая оценка выглядит заниженной, думаю, что реальная ёмкость рынка РФ по дизелю - на уровне 750-800 тыс. тонн в неделю. Таким образом изменения в расчете демпфера дадут правительству экономию на выплатах порядка 124-160 млрд рублей по дизельному топливу и 66 млрд рублей для бензинов (если формула расчета будет продлена до конца года). В сумме это около 190-226 млрд рублей до конца 2023 года", - считает он.

Генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов оценивает, что с учетом предлагаемых изменений в формулы демпферов бюджет во II полугодии может экономить на бензиновом демпфере почти 7 000 руб./т, на дизельном - чуть более 4 000 руб./т. "Это даст экономию бюджетных средств во втором полугодии на уровне 37-39 млрд руб. в месяц в условиях текущей конъюнктуры внешнего рынка и при сегодняшних объемах отгрузки бензина и дизтоплива на рынок РФ. В итоге экономия бюджетных средств может составить примерно 74 млрд в апреле-июне 2023 года и 228 млрд рублей в июле-декабре, то есть свыше 300 млрд рублей до конца года", - говорит он.

Консультант исследовательской группы "Петромаркет" Мария Арье отмечает: "По нашим оценкам, если бы новые формулы демпфирующих надбавок заработали уже в феврале, а текущая рыночная конъюнктура сохранилась неизменной до конца месяца, производители моторных топлив получили бы за поставку 1 тонны автобензина и дизтоплива на внутренний рынок в качестве демпфера порядка 8 500 руб. и 16 500 руб. соответственно, что более чем на 2 000 руб. и 4 000 руб. меньше, чем их величины, рассчитанные по действующим формулам. Подобное сокращение выплат по демпферу позволило бы федеральному бюджету только в феврале сэкономить примерно 21 млрд руб".

Зато в чем сходятся опрошенные эксперты, так это в спокойствии за насыщение внутреннего рынка нефтепродуктов. Объемы производства топлива - на высоком уровне, а компании, испытывая сложности с экспортом из-за эмбарго EC и G7, активно поставляют нефтепродукты на рынок России.


Статьи, публикации, интервью...