Биржевые новости

28 марта 2023 г.  13:36

РФ к 2030 г. намерена довести производство органической продукции до 114,5 млрд руб. против 9,1 млрд в 2021 г.

РФ к 2030 году намерена довести производство органической продукции до 114,5 млрд рублей с 9,1 млрд рублей в 2021 году, говорится в разработанной Минсельхозом стратегии развития органического производства на период до 2030 года (базовый сценарий). Документ и проект распоряжения правительства о его утверждении размещены на сайте подготовки нормативно-правовых актов.

Стратегия нацелена на опережающее развитие производства и потребления органической продукции, сбалансированное развитие ее внутреннего рынка и экспорта, внедрение и использование передовых научно-технических разработок в области органического сельского хозяйства и стимулирования предпринимательства в сфере производства органической продукции, отмечается в документе.

Предусмотрены три сценария развития органического производства в РФ - консервативный, базовый и оптимистический. За основу взят базовый сценарий, который строится на гипотезе о росте российского спроса на органические продукты темпами выше среднемировых начиная с 2024 года, сохранении сложившейся тенденции роста мирового органического рынка и дальнейшем увеличении импорта органической продукции ведущими потребителями, в том числе Китаем, ЕС и США, а также ключевыми развивающимися рынками: странами Ближнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, продолжении политики закрытия рынков сельскохозяйственной продукции основными импортерами для российского органического экспорта (запрет импорта или значительные тарифные и нетарифные ограничения) в 2022-2023 годах, а затем постепенном открытии рынков (прежде всего, США, ЕС, Японии, Австралии и Канады) для российской органической продукции.

В соответствии с этим сценарием, площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия, расширится до 4 млн 292 тыс. га с 655,5 тыс. га в 2021 году. Объем потребления органической продукции к 2030 году в РФ достигнет 149,8 млрд рублей против 24,4 млрд рублей в 2021 году, экспорт - 27,8 млрд рублей против 3,7 млрд рублей соответственно. Предполагается также, что доля импорта в общем объеме российского рынка органической продукции снизится с 63% в 2021 году до 24% к 2030 году.

Базовый сценарий подразумевает реализацию системных мер поддержки отрасли со стороны государства. Речь, в частности, идет о внедрение механизмов приоритетного государственного и муниципального заказа органических продуктов для питания в социальных и образовательных организациях, поддержке стартапов и внедрении новых органических технологий (создание агропроизводственных кластеров), реализации образовательных программ по обучению специалистов органического сельского хозяйства.

Прогнозный баланс ресурсов при базовом сценарии предполагает рост производства органической продукции для реализации конечным потребителям РФ (без учета потребления внутри отрасли): крупы, муки, хлопьев - с 1,8 млрд рублей в 2021 году до 21 млрд рублей в 2030 году, овощей и фруктов - с 0,6 млрд до 10 млрд рублей, молока - с 1,3 млрд до 21,7 млрд рублей, молочной продукции - с 1,4 млрд до 23 млрд рублей, мяса - с 1 млрд до 5,4 млрд рублей, консервированной продукции, соков и другой продукции переработки овощей и фруктов - с 1 млрд до 11,7 млрд рублей, детского питания - с 1,1 млрд до 12,9 млрд рублей, алкогольной продукции - с 0,6 млрд до 4,7 млрд рублей, продукции пищевых лесных ресурсов - с 0,3 млрд до 3 млрд рублей соответственно.

Объем инвестиций, необходимый для обеспечения прогнозируемых темпов роста отрасли, увеличится с 1,6 млрд рублей в 2022 году до 11,3 млрд рублей в 2030 году (суммарно за 2022-2030 годы - 59 млрд рублей).

В стратегии напоминается, что закон "Об органической продукции" вступил в силу с 1 января 2020 года. По состоянию на начало 2022 года в РФ действовало 15 органов сертификации, аккредитованных Росаккредитацией. Кроме того, российских производителей в 2021 году сертифицировали 15 зарубежных сертификационных организаций по зарубежным органическим стандартам.

Рынок органической продукции в Российской Федерации в 2021 году, по экспертным оценкам, на которые ссылаются авторы стратегии, составил 24,4 млрд рублей (в том числе 15,3 млрд рублей - импортная продукция, сертифицированная зарубежными органами сертификации). В 2010-2014 годах этот сегмент российского рынка показывал достаточно интенсивный рост - в среднем на 10% в год, но в 2015-2016 годах темпы прироста снизились до 4% в год, сообщается в стратегии. В период с 2017-го по 2019 годы рост восстановился до 8-10% ежегодно.

По экспертным оценкам, доля отечественной продукции на российском рынке органических товаров в 2021 году составила 37%, а в некоторых массовых сегментах - меньше. Остальную часть занимает импорт, сертифицированный за рубежом. "Несмотря на относительно высокие показатели роста российского органического рынка, доля России в мировом рынке органической продукции составляет 0,2%", - говорится в документе.

По данным на апрель 2022 года, в РФ работали 111 производителей органической продукции, имеющих российский органический сертификат, из них 20 компаний провели двойную сертификацию (и российскую, и зарубежную). 62 производителя и экспортера обладают только иностранными сертификационными документами, то есть имеют право экспортировать продукцию, признанную органической в странах-импортерах. Дополнительно порядка 50 организаций находятся на этапе перехода на органическое производство. Из 173 производителей и экспортеров органической продукции, имеющих российский и/или зарубежный органический сертификат, наибольшая доля приходится на производителей зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур - 31% (30 предприятий), 17% занимаются переработкой (производство сока, масла, консервированной продукции), 12% выращивают овощи и фрукты, 10% выпускают алкогольную продукцию, 10% - мясную и молочную продукцию, 8% занимаются сбором и экспортом пищевых лесных ресурсов и продуктов их переработки, в основном кедровых орехов и ягод, 6% производят биопрепараты и удобрения, по 3% приходится на производителей чая и меда, еще 3% предлагают другую продукцию.


Статьи, публикации, интервью...