Биржевые новости

22 марта 2024 г.  11:50

Нефтяники просят власти решить обостряющиеся проблемы с цистернами для перевозки топлив и СУГ

Главы ряда нефтегазовых компаний ("ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "Татнефть" и "НОВАТЭК" ) обратились с письмом к вице-премьеру РФ Александру Новаку с просьбой решить усугубляющиеся проблемы с вагонами-цистернами для перевозки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Как сообщили "Интерфаксу" источники, знакомые с текстом письма, компании просят поручить профильным ведомствам проработать меры, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки топлив железнодорожным подвижным составом.

Компании отмечают, что ежегодно по железным дорогам России перевозится порядка 220 млн тонн нефтеналивных грузов для внутреннего рынка и экспорта. Для этого используется подвижной состав в количестве около 180 тыс. вагонов-цистерн, принадлежащий независимым операторам или дочерним обществам нефтегазовых компаний.

Между тем, с 2022 года в стране сформировался дефицит вагонов-цистерн, который вызван высокими темпами списания таких вагонов из-за истечения сроков службы. В целом за последние 10 лет было списано около 65 тыс. вагонов-цистерн, тогда как новых было закуплено всего около 16 тыс. единиц.

Кроме того, вырос срок оборота вагонов на сети РЖД после введения антироссийских санкций и перенаправления потоков внутри страны. В письме отмечается, что, по данным РЖД, этот срок увеличился на 13% в 2023 г. в сравнении с 2021 г., что соразмерно повысило потребность в вагонном парке.

В итоге за последние 2 года участились перебои с обеспечением вагонами-цистернами отгрузок нефтепродуктов и СУГ. Это приводит к недопоставкам топлива потребителям, ограничению объёмов переработки на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях, а также создает риски дестабилизации топливного рынка России, отмечают нефтяные компании.

При этом в 2025-2027 гг. ожидается пиковое выбытие вагонов-цистерн по истечению нормативных сроков службы (32 года) - более 25 тыс. ед., что составляет до 15% от общего парка цистерн РФ, говорится в письме. Нефтяники опасаются, что выбытие не будет компенсировано новым парком. Тем временем приказом Минтранса запрещены перевозки в вагонах, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению назначенных сроков службы, кроме нескольких исключений. "Считаем, что выдержать такой запрет в ближайшие годы в сфере перевозок нефтеналивных грузов не представляется возможным", - подчеркивается в письме.

Также нефтяники отмечают рост тарифов независимых операторов по предоставлению вагонов - в январе 2024 г. он составил в среднем около 40% к аналогичному периоду 2023 г. и более чем 2 раза по сравнению с 2021 г. Таким образом, в условиях сдерживания цен на топливо происходит перекрестное субсидирование нефтяными компаниями продукции других отраслей, подчеркивают главы нефтяных компаний.

В целях организации стабильного снабжения топливом российских потребителей нефтяники просят Новака поручить Минтрансу совместно с Минэнерго, Минпромторгом и производителями нефтепродуктов проработать меры обеспечения железнодорожным подвижным составом перевозок нефтепродуктов и СУГ.

Источники "Интерфакса" также сообщают, что Новак поручил в срок до 3 апреля Минпромторгу, Минтрансу и Минэнерго рассмотреть вопрос дефицита вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов и СУГ и о результатах доложить в правительство РФ.

Как сообщили "Интерфаксу" в РЖД, компания принимает все необходимые меры по безусловному вывозу всего объема предъявляемых к перевозке нефтяных грузов. "Имеющегося парка цистерн более чем достаточно для организации как внутрироссийских, так и экспортных перевозок. В феврале 2024 г. на путях необщего пользования без операций ежесуточно простаивало почти 18 тысяч нефтебензиновых цистерн. Надежность доставки бензина для нужд внутрироссийских потребителей сохраняется на стабильно высоком уровне. В текущем году указанный показатель достигает 96,5%", - отметили в РЖД.

Вместе с тем РЖД обращает внимание на длительный простой цистерн в очереди к сливу на нефтебазах, преимущественно среди предприятий на юге страны. Кроме того, в связи с задержками подвода танкерного флота также фиксируются случаи несвоевременного обеспечения выгрузки нефтепродуктов операторами морских терминалов на Дальнем Востоке.

"Данная ситуация приводит к использованию нефтяными компаниями вагонов как "складов на колесах", что также негативно влияет на обеспечение последующего подвода под погрузку порожнего подвижного состава", - заявляют в РЖД.

В Минэнерго отмечают, что, в соответствии с поручением председателя правительства, Минэнерго совместно с нефтяными компаниями и РЖД разрабатывает ежемесячные графики транспортировки нефтепродуктов, выполнение которых будет отслеживаться правительством в рамках специального проекта Координационного центра под руководством Александра Новака.

"Приоритетный вывоз с НПЗ и доставка нефтепродуктов до потребителей позволит обеспечить увеличение производства и дополнительно насытить топливом региональные нефтебазы в период сезонного роста спроса. Это благоприятно отразится на ценовой ситуации на рынке моторного топлива. Рост объемов вывоза нефтепродуктов будет достигнут при увеличении оборачиваемости вагонного парка за счет улучшения планирования (в том числе биржевых грузов), координации действий нефтяных компаний и РЖД, привлечения субъектов РФ к вопросу обеспеченности их территорий запасами моторных топлив", - отметили в Минэнерго.

Кроме того, в рамках плана не будут существенно увеличены поставки по лимитирующим направлениям - поставки будут осуществляться в рамках внутренних потребностей. Повышение эффективности вывоза нефтепродуктов не должно ухудшить ситуацию с вывозом других грузов, подчеркнули в ведомстве.

Экспертное мнение

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич отмечает, что продление сроков эксплуатации вагонов-цистерн будет иметь краткосрочный терапевтический эффект и позволит снять напряжение. Но уже в ближайшей перспективе (до 3 лет) необходимо серьезно обновлять подвижной парк, о чем и говорят нефтяники. Поскольку норма о продлении срока службы регулируется приказом Минтранса, при наличии управленческой воли вопрос может быть решён в течении месяца, считает Станкевич.

Кроме истечения срока службы значительного количества вагонов-цистерн, влияют, как минимум, два фактора, говорит он.

"Первое - дефицит тягового подвижного состава (локомотивов). Так, по данным РЖД, суммарно за 2023 год потери объема перевозок железной дорогой по причине неисправности тяговых ресурсов составили 45,77 млн тонн. Второе - дисбаланс между фактическим развитием инфраструктуры РЖД и изменением количества подвижного состава, принадлежащего разным лицам. РЖД не участвует в формировании и реализации программ операторов грузоперевозок", - поясняет Станкевич.

Он также отмечает, что перманентные сложности грузоперевозок железнодорожным транспортом, влияющие на сроки поставок, затрагивают не только ТЭК, но и другие отрасли непрерывного цикла. В Государственной Думе эти вопросы в течении последних десяти дней поднимались дважды: на "правительственном часе" с участием гендиректора ОАО "РЖД" Олега Белозерова и на заседании комитета по энергетике с приглашением руководителя Минэнерго Николая Шульгинова, напомнил Станкевич.


Статьи, публикации, интервью...